МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
О награждениях и формализме. Автор: admin 06.04.2023 г.

Публикуемые на портале МОД «Аэронавигация Без Границ» статьи и мнения экспертов, основанные на фактах, а также высокой профессиональной квалификации и многолетнем опыте их авторов, зачастую (кулуарно и с раздражением) критикуются, как отдельными, наделенными определенными полномочиями, представителями авиационных властей и работодателя (предприятия), так и работников (в лице профсоюзных функционеров).

Иногда с высоких трибун власти предержащие (в авиационной сфере деятельности) говорят, что готовы воспринимать критику, т.е. прислушиваться к ней, но только в случаях, когда она носит конструктивных характер. О том, что означает в данном случае слово «конструктивный» можно только догадываться.

Однако то, о чём говорится в публикациях экспертов, вы не услышите ни от кого из вышеперечисленных представителей в силу различных, как объективных, так и субъективных причин.

В данной статье будет затронута тема, касающаяся логики представления к награждению ведомственными и государственными наградами в системе Аэронавигации России (ЕС ОрВД РФ).

На первый взгляд, представляется, что она (логика) в отдельных моментах этого процесса не очень-то и просматривается, если сравнивать с тем, как это происходило когда-то и сейчас.

Однако, то, что когда-то воспринималось как невозможное и возмутительное спустя время становится вполне себе допустимым и приемлемым.

Тема эта, что называется «на слуху», часто обсуждаемая и это понятно, т.к. награды достаются не всем, а те, кто их не получил, задаются вопросом, чем же по результатам своей трудовой деятельности они отличаются от награжденных?

В начале считаем необходимым выразить авторское мнение к так называемому «институту награждения» за трудовые успехи и заслуги (не вдаваясь при этом в психологические аспекты целей и задач): награждение работников и ветеранов (грамоты, благодарности, знаки, медали и ордена) – это, безусловно, правильно и не только нужно, но и необходимо. Наверное, это одни из самых впечатляющих моментов трудовой деятельности награжденных и определенный стимул для стремления к подобным результатам для коллег по работе.

В этой связи  возникает немаловажный вопрос о значимости наград с учетом заслуг награждаемых в глазах их коллег по работе.

Казалось бы, что это должно быть важно и для представителей конкретных ведомств (федеральных органов исполнительной власти — ФОИВ), одной из основных задач которых является стимулирование повышения качества, безопасности и производительности труда в подведомственных организациях.

Напомним, что при трудоустройстве, для большинства работников, одним из основных, если не решающим фактором в условиях труда, является размер заработной платы, а не гипотетическая возможность получения ведомственных и государственных наград.

Работники, выполняя добросовестно свои трудовые обязанности, получают за это материальное вознаграждение в виде зарплаты + дополнительно то, что предусмотрено соответствующими договорами (соглашениями) с работодателем.

Ведомственные и государственные награды – это опцион в виде высокой оценки соответствующего вклада работника в процессе его трудовой деятельности, которой (оценкой) можно и нужно гордиться, а не обязанность ведомства и/или государства в отношении работников какой-либо организации.

Поэтому вопрос о справедливости процесса награждения, в части выбора достойных, в коллективах всегда актуален.

Примечание: В этой статье говорится о ветеранах, работниках, а также руководителях среднего звена, т.е. не затрагиваются представители высшего менеджмента, критерии награждения которых имеют определенные особенности. Также не будут комментироваться и нормы соответствующих Положений, регламентирующих процесс награждения и произошедшая девальвация социально значимого статуса многих отраслевых наград. Это отдельная тема.

Многие коллеги задаются вопросом насколько в настоящее время справедлив и эффективен этот механизм, призванный, как представляется, прежде всего, стимулировать стремление работников к их закреплению на конкретном предприятии/его подразделениях, повышению качества (в широком смысле этого слова), безопасности и производительности труда.

Или же награды в сфере труда даются за что-то другое?

Возьмем для примера, такую ведомственную награду (звание) как Почётный работник аэронавигации России. Кто и за что может быть удостоен этой награды всем известно из Положения, утвержденного Министром транспорта РФ.

Также известно, что эту награду имеют многие работники аппарата Росавиации и Минтранса России, ни дня не проработавшие в оперативных органах ЕС ОрВД РФ, а также представители Исполнительного органа федерального профсоюза, например, авиационных диспетчеров, награжденные этим знаком не как работники подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (учитывая нюансы процедуры награждения работников), а как члены профсоюзного органа по ходатайству этого же органа.

При этом есть одно странное обстоятельство, которое объединяет представителей центральных органов Росавиации, Минтранса и ФПАД  – это то, что все они, вопреки мнению работников Предприятия и представителей авиационного сообщества подписали письмо против учреждения профессионального праздника – День работников Аэронавигации России, установление которого, кроме моральных стимулов для работников, сопряжено и с решением Правительства РФ о проведении связанных с ним мероприятий, а также определением источников и порядка их финансирования.
Примечание: необходимо отметить, что 
(в отличие от перечисленных) ПАРРиС России поддержал предложение ветеранов и работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», выраженное в результате проведенного опроса об учреждении профессионального праздника для всех работников Аэронавигации России.

Только представьте себе, что Почетные работники аэронавигации России против учреждения профессионального праздника — День работников аэронавигации России. Пчёлы против мёда?!

Также не менее странный и удивительный факт: никто из ветеранов ЕС ОрВД РФ — основателей Росаэронавигации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», выступивших с этой инициативой, в отличие от вышеуказанных её противников никогда, с момента учреждения этой награды, не удостаивался знака (звания) — Почётный работник аэронавигации России.

В этой связи резонно возникают определенные вопросы в отношении отдельных общественных организаций, кичащихся своей якобы независимостью от представителей работодателя и авиационных властей.

Почему применено слово якобы? А как иначе можно понять приказы Министра транспорта РФ о награждениях, например, членов центральных исполнительных органов профсоюзов, председателей первичных профсоюзных организаций и их заместителей.

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 5.
1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Примечание: т.е. получается в случае финансового или какого-либо другого контроля, а также неудобного запроса со стороны представителя работодателя или ФОИВ, то кричим о не зависимости, а в иных случаях просим (от тех же органов) награждений за свою деятельность?

Почему возвращаясь к практике СССР, в т.ч. в сфере социально-трудовых отношений, оттуда берутся подобные пережитки, а не то, что действительно требуется экономике  страны для её развития в высококонкурентной среде? 

Недоумение вызывает не награжденные работники Предприятия, которые наверняка заслужили эти награды – звания, грамоты и благодарности, а то как они представлены в приказе Министра – председатель (заместитель председателя) первичной профсоюзной организации Профсоюза.

Получается, что награжден не работник соответствующего подразделения Предприятия за его трудовые достижения и заслуги перед Аэронавигацией России, а председатель первичной профсоюзной организации Профсоюза за достигнутые трудовые успехи на этой общественной должности?

Еще и ещё раз акцентируем внимание на то, что награжденный, как работник Предприятия, наверняка, является достойнейшим из достойных, речь не о нём, как о работнике.

Не было бы никаких вопросов или сомнений относительно награжденного, если бы перед обозначением в приказе его выборной (как профсоюзного деятеля) должности была бы указана занимаемая им должность в этом подразделении Предприятия или, например, указание на ветерана труда.

Разве должность – диспетчер ОВД, инженер или техник – это уже не комильфо для приказов Минтранса России?

Очень хотелось бы взглянуть на наградной лист профсоюзного деятеля, которому присвоена награда Почетный работник Аэронавигации России, для того, чтобы понять, что именно необходимо делать на должностях членов выборных руководящих органов профсоюзных организаций, действующих в подразделениях организаций ЕС ОрВД РФ, для того, чтобы получить столь высокую оценку их общественной работы, данную федеральным Министром.

Следует отметить, что Минтрансом России был учрежден Знак «За активную общественную работу», которым награждаются не работники организаций, предприятий и учреждений  аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а обучающиеся государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Минтранса России и федеральных агентств, подведомственных Минтрансу России. Критерии, которым должен соответствовать награждаемый, указаны учредителем Знака >

Возможно Минтранс России, награждая Знаками «Почетный работник аэронавигации России» профсоюзных деятелей, считает Профсоюз с его первичными организациями аэронавигационным предприятием. При этом, как следует из писем Минтранса России, это ведомство не считает ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» аэронавигационным предприятием, называя его авиапредприятием. Как-то все перемешалось в умах отдельных чиновников Минтранса России.

Не исключаем, что с инициативой о награждении профсоюзного деятеля выступило само министерство и это было бы (по нашему мнению) логичным и правильным, т.к. учредитель награды вправе принять решение о том кого и за что награждать.

Отказ же от ведомственной или государственной награды (опять же по нашему мнению) это просто «выпендреж» в определенных целях, т.к. награда эта от государства, в котором живет и работает награжденный, вне зависимости кто в конкретный период времени это государство или ведомство представляет.

Однако, если с инициативой о награждении подчеркиваем не как работника предприятия, а как профсоюзного деятеля (независимого от представителя работодателя и ФОИВ, который этого работодателя назначает), выступает соответствующий руководящий орган Профсоюза, то тут извините «вы или крестик снимите или …»

Возможно, профсоюзным активистам не достаточно профсоюзных наград (учреждаемых самим профсоюзом) в целях оценки их общественной деятельности. Получается, что им также необходима и оценка результатов их общественной деятельности органом, который назначает представителя работодателя. Разве это не конфликт интересов?

Попытки оправдать это тем, что работники Предприятия, являющиеся профсоюзными деятелями, намеренно (за их активную позицию по защите интересов работников), не представляются работодателем к ведомственным и/или государственным наградам, а потому приходится идти таким путём, выглядят нелепыми.

А как же господа представители работников вы представляли себе цель,  ради достижения которой стремились занять эту выборную общественную должность и использовать доверие, оказанное вам коллективом?

Как будто не понимали, что чем-то личным придётся и пожертвовать для достижения, в данном случае, общественных целей. Сложно, например, представить воцерковленного человека, стенающего по поводу религиозно обусловленных традиций (постов), предусматривающих определенные воздержания.

Хотя, как видится, некоторым удается достаточно долго и с комфортом сидеть на двух стульях сразу и это при том, что выбор у них есть всегда и никто в этом выборе «строительства карьеры» их не ограничивает, что подтверждается многолетней практикой социального партнерства в ЕС ОрВД РФ.

Напомним, что все высшие достижения профсоюза авиадиспетчеров, связанные с основными, действующими по настоящее время социальными льготами и гарантиями авиадиспетчеров были достигнуты в период, когда ИК ФПАД России возглавляли основатели  федерации и единого профсоюза авиадиспетчеров В.Г. Конусенко, С.Г. Евсюков и В.И. Ежов, совмещавшие свою основную работу в качестве диспетчеров УВД с общественной должностью президента ФПАД.

Так вот, никто из них и никогда не награждался никакими ведомственными наградами (в т.ч. званиями, грамотами и благодарностями) за свою общественную деятельность, да что говорить про ведомственные награды, даже никаких профсоюзных наград (типа грамоты или благодарности) у них не было. Ведь тогда считалось, что избрание на должность президента ФПАД это и есть высшая награда – доверие всех авиадиспетчеров СССР, потом России.

Кроме соответствующих повесток и подписок в рамках дел по забастовкам авиадиспетчеров ни они, ни председатели местных профсоюзных организаций авиадиспетчеров никаких других знаков внимания от государственных органов почему-то не получали.

Поэтому и хотелось бы посмотреть на наградной лист председателя первичной профсоюзной организации  (количество членов которой исчисляется в десятках), чтобы понять, чем он превзошел результаты деятельности основателей ФПАД России и/или ПАРРиС России, председателей местных профсоюзных организаций того времени, чем он отличился на этой общественной должности перед Аэронавигацией России и, соответственно,  удовлетворил требования Министерства транспорта.

Возможно, что такие моменты могут оказывать и определенное влияние на выражение мнений в Общественном совете Росавиации, членом которого является лидер профсоюза.

Например, новости Росавиации от 21.02.2023 года:
🤝Члены Общественного совета Росавиации обсудили итоговый доклад руководителя Росавиации А.Нерадько и единогласно его одобрили. Работа ведомства в 2022 году оценена Общественным советом как эффективная. Интересно, что они будут говорить о руководителе Росавиации когда его освободят от должности?

Не оценивая доклад и тем более работу ведомства, в этой новости очень настораживает слово из советского прошлого — единогласно! Т.е. ни у кого из членов Общественного совета не возникло даже сомнения, например, чтобы хотя бы воздержаться от подобного всеобщего ликования?

Попробуйте провести на данную тему опрос или закрытое голосование среди членов профсоюза, в т.ч. уволенных по различным основаниям. Полагаем, что его результаты будут откровением для профсоюзных функционеров. Тогда чьё же мнение они транслируют на отраслевом уровне? Хотя как мы знаем из практики, по ряду вопросов, мнение работников — членов профсоюза весьма радикально расходится с мнением их отдельных лидеров, т.е. мнение избирателей их не особо волнует.

Возвращаясь к вопросу о справедливости процесса награждения достойных, необходимо отметить следующий ошеломляющий факт.

Совет ветеранов Аэронавигации России обратился к руководству ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с просьбой о представлении заслуженных ветеранов ЕС ОрВД РФ к награждению юбилейной медалью «100 лет гражданской авиации России», учрежденной Указом Президента России.

Подчеркиваем, что речь шла о награждении именно ветеранов ГА и ЕС ОрВД РФ, внесших, безусловно, значительный вклад в становление и развитие отечественной гражданской авиации, заслуги которых (в т.ч, связанные с неоднократным оказанием помощи экипажам ВС в опаснейших аварийных ситуациях) очевидны и подтверждены соответствующим ведомственными и государственными наградами.

Вместе с выражением признательности руководству ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», по поручению которого соответствующие документы на ветеранов ЕС ОрВД РФ и Предприятия были оформлены и направлены в Минтранс России, ветераны аэронавигации России выражают своё негодование в отношении следующего возмутительного факта.

Минтранс России на представление Госкорпорации по ОрВД в отношении Валерия Георгиевича Шелковникова (который, как все мы знаем, честно и откровенно выступает по вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов в ГА), ответил отказом, сославшись на якобы нарушение порядка представления к награждению, в связи с тем, что он является президентом Международного Консультативно-аналитического агентства Безопасность полетов».

Ветеран труда, Отличник Аэрофлота, Лауреат Государственной премии СССР за работу в области управления воздушным движением, Почетный работник транспорта Российской Федерации, прошедший трудовой путь в гражданской авиации от рядового авиадиспетчера до руководителя Росаэронавигации — заместителя Министра транспорта РФ, член Коллегии Министерства транспорта РФ, а впоследствии заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета В.Г. Шелковников, награжденный множественными наградами за вклад в развитие ГА, ЕС ОрВД РФ и транспортного комплекса России, широко известен как отечественному, так и зарубежному авиационному сообществу, но как выясняется не крючкотворам из Минтранса России.

Для таких министерских чиновников формализм выше логики и здравого смысла?!

Фактически, лишив, заслуженной 60-летним трудом во благо гражданской авиации, награды (по непонятному формальному признаку) одного из самых уважаемых, ныне здравствующих ветеранов отрасли (В. Шелковников представлялся Госкорпорацией по ОрВД, которая является правопреемником госпредприятий по ИВП и УВД системы Росаэронавигация Минтранса России, как ветеран ЕС ОрВД РФ),  чиновники Минтранса в очередной раз, в циничной форме, дали понять всему авиационному сообществу, что они из себя представляют и кто «в этом доме хозяин». Авторитет и общепризнанные заслуги ветеранов для них ничто!

Однако, если они считают, что аэронавигационного сообщество в очередной раз «утрется», на этом всё и закончится, то они ошибаются.

Эта ошибка, порожденная бездушным формализмом, должна быть исправлена. Совет ветеранов Аэронавигации России, гордящийся своим Почётным председателем В.Г. Шелковниковым, в случае необходимости готов рассмотреть вопрос о выражении, в порядке установленном законодательством, соответствующего коллективного протеста при участии Заслуженных и Почётных работников транспорта РФ, Почётных работников Госкорпорации по ОрВД и других  коллег, заслуживших высокие ведомственные и государственные награды, против подобного чиновничьего отношения к ветеранам отрасли, а также провести сравнительный анализ на предмет кому из чиновников и их приближенных эта награда достанется «по праву» и обратиться за разъяснением к Президенту России.

Ведь это только один из вопиющих примеров несправедливости, чинимых бюрократами разных уровней, переполняющих чашу терпенья!

Коллегами также, с сожалением и недоумением, отмечаются и случаи, когда за равнозначные действия работников при исполнении своих должностных обязанностей, связанных с предотвращением авиационных происшествий для спасения человеческих жизней и авиационной техники, одних делают героями, а другим «похлопывая по плечу», говорят: «скажи спасибо, что не наказали».
В этой публикации, в силу ряда объективных причин, не приводятся конкретные факты, многие из которых известны не только участникам определенных событий, но и многим представителям авиационного сообщества.

Вместе с тем выражаем надежду на то, что основополагающими при принятии решений о награждениях ветеранов и работников Аэронавигации России, в соответствии с утвержденными Положениями, будут являться именно их, объективно подтвержденные, трудовые заслуги и вклад в развитие Единой системы ОрВД Российской Федерации, а следовательно гражданской авиации и транспортного комплекса России.

 

Публикации по теме:

О статусах памятных наград ГА и ЕС ОрВД РФ

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.