МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Английский язык в ЕС ОрВД РФ — фактор опасности! Автор: Author 21.03.2024 г.

Из выступления на Семинаре-практикуме «Авиационный лингвист-расследователь: введение в специализацию», проведенного в Москве, 13-15 марта 2024 года.

Низкая интенсивность движения иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации приводит к потере практики в английском языке и у пилотов, и у диспетчерского состава, управляющего воздушным движением. Приведу пару примеров, подтверждающих мои заключения по удивительной беспечности руководителей отрасли. Первый из них был подробно исследован и нашим агентством, и всеми участниками семинара-практикума.

10 января 2010 года после взлета в темное время суток из международного аэродрома Пулково командир швейцарского рейса Swiss 1311 объявил в эфир сигнал MAYDAY – «Терплю бедствие, столкновение с птицами» и запросил посадку на аэродроме вылета.

Диспетчерские службы международного аэродрома не поняли, что птицы попали в оба двигателя, и не смогли профессионально помочь экипажу. Диспетчеры не понимали элементарных докладов швейцарских пилотов, и российские экипажи, находившиеся в районе аэродрома, вынуждены были помогать им, порой отпуская саркастические реплики в адрес «профессионалов».

У наших диспетчеров 4 уровень владения авиационным английским языком оказался «липовым», и первая же сложная ситуация выявила системные проблемы с обучением английскому языку и его тестированием.

Я ознакомился с Заявлением директора (в те годы) филиала «Аэронавигация Северо-Запада» о проводимой работе в области управления безопасностью полетов при ОрВД. Вот некоторые фразы:

обеспечить ясный, проактивный (упреждающий) и систематический подход к обеспечению безопасности полетов при ОрВД во всех службах и структурных подразделениях филиала;
гарантировать, что все лица, имеющие отношение к обеспечению безопасности при аэронавигационном обслуживании, несут ответственность за выполнение своих производственных функций, а руководители несут персональную ответственность за состояние безопасности полетов во вверенных им подразделениях;
обеспечение безопасности полетов при ОрВД имеет высший приоритет в производственной деятельности филиала.
И так далее…

Великолепные, правильные слова, подтверждающие не только необходимость выполнять Стандарты и Рекомендации ИКАО, но и соответствующие основы политики в области управления безопасностью полетов, вытекающих из миссии ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Анализ этого события показал – это пустые слова, бездумно переписанные из мировых авиационных документов!

Что должны были сделать синекуры, возглавлявшие авиационную отрасль после этого серьезного инцидента? (прим. редакции: в современном значении синекура — это хорошо оплачиваемая должность, обеспечивающая стабильный доход и не требующая особого труда) «Засучив рукава», надо было тщательно расследовать это событие как несостоявшуюся катастрофу и выявить все аварийные факторы. Не забыть помолиться Создателю, что живы участники этого события! Не сделали они и ни то, и ни это.

В 2018 году подобное событие произошло в районе международного аэродрома Сочи, обслуживающего особо важные рейсы и являющегося одним из сложнейших. Учитывая, что позорный случай в Пулково не стал предметом глубокого анализа и выработки мер по решению проблемы слабого владения авиаторами английским языком, незнание фразеологии радиообмена в Сочи стало не случайностью, а закономерностью.

Не буду голословным. Послушайте только один пример того, как на английском языке говорит диспетчер, у которого обязан быть четвертый уровень владения языком.

К сожалению, анализ работы диспетчера на английском языке не стал предметом рассмотрения комиссии по расследованию авиационного происшествия, происшедшего практически одновременно с этим радиообменом с другим бортом. То есть, ситуация со слабым владением авиационным английским языком и после Пулково, и после Сочи остается угрозой для безопасности полетов.

Отсутствие системного, прогностического подхода по предотвращению авиационных происшествий в целом привело к тому, что в 2021 году гражданская авиация России по количеству погибших почти в два раза опередила Африку!

В 2022 году Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов взял под усиленный контроль безопасность воздушных перевозок в России и  подписал Указание №32/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования воздушного транспорта», в котором потребовал «считать безопасность приоритетным направлением надзора в сфере транспорта» и разъяснил, что для решения этой задачи надзорным органам фактически следует взять под свой контроль все сферы гражданской авиации в России.

Мы рассматриваем этот трехдневный семинар не только как выполнение целей Стратегического плана ИКАО «Путеводная нить гражданской авиации в 21 век», но также и выполнением указания Генерального прокурора по повышению уровней безопасности полетов.

У проводимого Международным консультативно-аналитическим агентством «Безопасность полетов» совместно с Межгосударственным авиационным комитетом семинара-практикума важная и благородная цель: в связи с языковыми требованиями ИКАО познакомить его участников с новыми подходами и методами исследования радиообмена на английском, его анализу и разработке рекомендаций по устранению имеющихся проблем.

Полученные вами знания станут базисом для результативной исследовательской и аналитической работы, направленной на профилактику возникновения неприятных ситуаций из-за слабого владения языком. И я очень надеюсь, что полученные вами знания и опыт никогда не пригодятся для расследования авиационных происшествий, связанных с использованием языка – трагедий, которые уже не исправить.

Удачи вам всем!
С уважением, В.Шелковников.

====================

Редакционное мнение по теме: некоторые специалисты, оценивая ситуацию в отдельных в подразделениях ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», относительно подготовки персонала, связанной с изучением английского языка и тестирования на уровень по шкале ИКАО, полагают, что в ряде случаев это можно назвать как бардак с признаками коррупционной составляющей.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.