МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Человеческий фактор в управлении наукой. Автор: admin 09.06.2022 г.

Волею стратегов гражданской авиации, некогда знаменитый в СССР и России, ГосНИИ «Аэронавигация» в настоящее время является подразделением ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА), от руководителя которого в определенной мере зависит, как развитие гражданской авиации, так и аэронавигационной системы России.

На 10 июня 2022 года назначено заседание Конкурсной комиссии Росавиации на замещение должности генерального директора ГосНИИ ГА.

Это знаковое событие не только для коллектива Института, но и гражданской авиации в целом. Особая актуальность события обусловлена, в том числе и комплексом отраслевых проблем, возникших в результате пандемии коронавируса и санкционной политики «коллективного запада» в отношении России. Совершенно очевидно, что в таких условиях должны существенно повышаться требования к претендентам на должность руководителя ведущего НИИ гражданской авиации. Ситуация не оставляет времени на раскачку, перед Конкурсной комиссией стоит сложная задача: выбрать профессионала, хорошо знающего специфику ГА, системно мыслящего, обладающего практическим опытом работы в различных сферах авиационной деятельности, в том числе и в кризисных условиях.

Именно поэтому научные и практические работники, ветераны гражданской авиации и аэронавигации России в тревожном состоянии ожидают результатов этого конкурса.

Фото А.В. Максименко можно посмотреть на интернет-ресурсе НТВ, где оно размещено в материале под заголовком «Утратил доверие …», кликнув на силует.

Один из претендентов на должность генерального директора ГосНИИ ГА — это Максименко Андрей Вячеславович, исполняющий обязанности генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА в последние 2 года, бывший глава Каширского района Московской области, кандидат социологических наук, не имеющий авиационного образования. Тема кандидатской диссертации Максименко А.В.: «Формирование мотивационной среды профессиональной деятельности работников частных предприятий» (специальность 22.00.08 – Социология управления).

Вероятно, чтобы ликвидировать пробелы в научной специализации А.В. Максименко в канун конкурса срочно «переквалифицировался» и стал соавтором разработчиков «Автоматизированной системы управления поддержанием летной годности воздушных судов и компонентов (АСУ ПЛГ ВС)». Дата государственной регистрации в реестре программ для ЭВМ 5 мая 2022 года. Похоже на банальный приём, когда лицо, обладая определенной властью, вписывает себя в соавторы, понимая, что с начальством спорить подчиненные не будут? Далее, приказом от 23 мая 2022 года Максименко А.В. назначает себя главным редактором редакции «Научного вестника ГосНИИ ГА», в состав которой входят признанные авторитеты отечественной отраслевой науки и зарубежные коллеги — доктора и кандидаты наук.

Следует отметить, что в период исполнения обязанностей генерального директора ГосНИИ ГА Максименко А.В. в Диссертационном совете института с 2021 года не было защит диссертаций.

А.А. Кулешов

Другой претендент – это Кулешов Александр Анатольевич, работающий заместителем генерального директора по гражданской авиатехнике ОАО «Научно-производственное предприятие «Аэросила» и профессором кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, в недавнем прошлом заместитель генерального директора — директор научного центра исследования авиационных двигателей и систем управления ГосНИИ ГА (2008 — 2018 гг.), доктор технических наук, кандидат экономических наук; автор трех монографий и 60 научных работ. Тема докторской диссертации Кулешова А.А. «Методология формирования конкурентных преимуществ российской авиационной техники на этапах жизненного цикла», кандидатской – «Методы организации систем взаиморасчетов российских авиаперевозчиков». Кулешов А.А. свободно владеет английским языком, что также является немаловажным фактором при непосредственном взаимодействии с партнерами в целях решения ряда актуальных проблем и вопросов, в т.ч. на международном уровне в условиях санкционного давления. Спектр данных вопросов, включающий поддержание летной годности воздушных судов зарубежного производства, эффективное взаимодействие с органами ИКАО и ИАТА по вопросам внедрения системы управления безопасностью полетов на этапах жизненного цикла авиационной техники и др., весьма широк.

Логичный вопрос: сопоставимы ли научные знания, опыт работы в ГосНИИ и имеющиеся навыки у этих кандидатов?

На первый взгляд, казалось бы очевидным, что при объективном рассмотрении у Конкурсной комиссии просто нет альтернативы: рассматриваемые кандидаты из разных «весовых категорий». Объективно всё в пользу Кулешова А.А., если бы не одно весьма важное обстоятельство: «Правила игры» — требования к соискателям, о которых ниже.

Требования регулятора к соискателю должности генерального директора ГосНИИ ГА не предусматривают наличия профильного авиационного образования и соответствующей ученой степени, достаточного стажа работы на руководящих должностях в сфере научной и производственной деятельности ГА.

Представляется, что в сегодняшней ситуации, во многом напоминающей времена холодной войны, руководствуясь Указом Президента РФ «О федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства» ведущее государственное научное предприятие, призванное обеспечить эффективное научное сопровождение военно-гражданского сотрудничества, должен возглавлять руководитель, имеющий соответствующие компетенции и успешный опыт научной деятельности в сфере ГА.

До проведения конкурса всего один день, остаётся надеяться на торжество разума и справедливости!

Роберт Сулейманов,
Генеральный директор Саморегулируемой общественной организации «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий», Координатор Коллегии авиационной общественности, Заслуженный работник транспорта РФ, кандидат экономических наук, доцент

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.