Коллеги, в предыдущей публикации «Почему систему УВД СССР и ОрВД РФ называют Единой?»
мы ознакомили вас с историей реализации идеи (концепции, планов) создания
Единой (военно-гражданской) системы управления воздушным движением СССР —
Единой системы организации воздушного движения РФ.
Теперь предлагаем вам ознакомится с тем, как это происходило в Германии.
Представляем вашему вниманию тематическую презентацию, с которой на Международной конференции (прошедшей 20 лет назад в России) выступал представитель DFS (web-сайт DFS >)
Примечание: к сожалению, рисунки, схемы и т.п., изображенные на слайдах данной презентации, пока не удалось восстановить, поэтому публикуем только комментарии (текст) выступавшего. Редакция (с учетом перевода того времени) полностью сохранена. Пунктирные линии — это границы разделения слайдов.
Полагаем, что несмотря на отсутствие рисунков, схем и т.п., изображенных на слайдах приведенной ниже презентации, для коллег интересующихся историей создания и развития военно-гражданских систем организации воздушного движения в мире, это будет интересно, в т.ч. с учетом сравнения хронологии предпринятых мер, указанных в данной и предыдущей публикациях.
Выдержки из выступления Герберта Шрамма,
Директора по вопросам военно-гражданского взаимодействия DFS
К DFS обратились с просьбой выступить на Международной конференции с презентацией на тему военно-гражданского сотрудничества в системе ОрВД Германии.
Некоторые присутствующие знают, что DFS обладает большим опытом в этой сфере, однако другие, возможно, не имеют достаточного представления об этом.
Тема данного выступления: «Новые решения и их преимущества».
Моя задача состоит в том, чтобы дать вам представление о том, где мы видим преимущества, и как новые решения помогут нам достичь этих преимуществ.
……………………………………………
Моя презентация проиллюстрирует последние тридцать лет развития системы ОрВД в Германии. Особое внимание я уделю опыту DFS в сфере военно-гражданского сотрудничества, полученному за последние десять лет. Наконец, мы посмотрим на сегодняшнюю картину, сложившуюся в сфере ОрВД, а также рассмотрим некоторые программы по военно-гражданскому сотрудничеству.
Там мы найдем ответ на вопрос, каким образом DFS выполняет требования военных и одновременно извлекает из этого преимущества в одном и том же воздушном пространстве.
……………………………………………
Надеюсь, что мое выступление поможет понять и, возможно, заставит задуматься над тем или иным аспектом военно-гражданского сотрудничества.
До того, как мы начнем, позвольте мне сравнить воздушные пространства России и Германии с точки зрения географии.
……………………………………………
Воздушное пространство Германии обслуживается 5 центрами УВД, авиадиспетчеры управляют почти 3 миллионами полетов по ППП в год при среднем росте объемов воздушного движения на 5-6% за последние 3 года.
Полеты военных ВС и необходимые районы для тренировочных полетов существуют не изолированно; они являются неотъемлемой частью данного сценария.
……………………………………………
Во время «холодной войны» система ОрВД Германии вынуждена была иметь дело с высокой концентрацией воздушной мощи, расположенной по соседству.
После окончания холодной войны значительное количество воздушных баз было закрыто, и число боевых воздушных судов резко сократилось. В то же время гражданское воздушное движение продолжало увеличиваться, особенно на оси восток-запад более чем на 10 % в год.
Количество воздушных баз ППП Категории 1 сократилось с 83 до 26 и продолжит сокращаться.
На момент создания DFS в Германии базировалось приблизительно 2000 боевых воздушных судов; другие воздушные суда из соседних государств-членов НАТО интенсивно использовали воздушное пространство Германии.
……………………………………………
Последние 30 лет развития системы ОрВД свидетельствует об эволюционном процессе военно-гражданского сотрудничества в Германии.
Для ясности: в самой Германии и за ее пределами не было другого приемлемого варианта, кроме сотрудничества.
До 1972 года у нас существовали полностью отдельные друг от друга органы (военные и гражданские), выполняющие различные функции.
После нескольких инцидентов правительство решило объединить военные РЛС и гражданские службы на базе соответствующих РДЦ. С тех пор диспетчеры работают на тех же системах при использовании гармонизированных процедур взаимодействия.
В конце 80-х был совершен настоящий прорыв.
Правительство приняло решение об интеграции военных и корпоратизации гражданских аэронавигационных служб.
В ноябре 1991 г. соответствующими министерствами были согласованы принципы интеграции, и была создана служба DFS.
Данное соглашение и поныне является оплотом военно-гражданского сотрудничества и до сегодняшнего дня оно не претерпело никаких изменений.
……………………………………………
Это фундаментальное межведомственное соглашение между Министерством транспорта и Министерством обороны охватывает, кроме прочего, следующие основные аспекты регулирования:
• В мирное время управление оперативным ВД (OAT), кроме воздушных военных баз, осуществляется гражданской службой УВД
• Военное УВД будет интегрировано в гражданскую организацию УВД. Военному персоналу будет предоставлено право быть принятым на работу в соответствии с гражданско-правовым контрактом с DFS
• Во время кризиса и конфликтов Минобороны несет ответственность за функцию регионального УВД как часть задачи по обороне
• Военный персонал расторгает контракт с DFS во время кризиса и обороны или, при необходимости, для выполнения специальных военных задач
• Договоренность с профсоюзами обеспечивает беспрепятственную деятельность военных, правительственных и экстренных полетов в случае производственных конфликтов/забастовок
• Основные принципы по внедрению интегрированного военного персонала в деятельность и управленческую структуру, в систему комплектования кадров и финансирования
……………………………………………
Как показано на этом слайде, военные интересы полностью учитываются структурой военно-гражданского надзора.
На всех управленческих уровнях и во всех видах деятельности военный персонал выполняет свои задачи, как это определено в DFS.
Наличие военного опыта является обязательным требованием для некоторых должностей, однако большинство должностей занимают гражданские специалисты.
Основу интегрированного персонала составляют примерно 300 РП, диспетчеров и сотрудников по обеспечению полетов.
……………………………………………
Позвольте теперь кратко изложить основы военно-гражданской интеграции в Германии:
• Сегодня управление полетами военных и гражданских ВС на маршрутах осуществляется приватизированной гражданской организацией DFS Deutsche Flugsicherung. Военные и гражданские специалисты готовятся по утвержденной единой учебной программе.
• Элементы подготовки, специально ориентированные на аспекты военного управления, гарантируют необходимый уровень знаний в этой области.
• На своем рабочем месте каждый диспетчер обладает необходимой квалификацией для выполнения всех задач, включая специфические военные задачи. Это достигается посредством постоянного взаимного обучения.
• DFS является приватизированной гражданской организацией с четко определенной военной задачей в мирной время.
• Процесс принятия решений в рамках DFS в первую очередь ориентирован на экономическую целесообразность.
……………………………………………
Вы можете спросить себя, каковы эти специфические задачи. Вот небольшой перечень специальных функций, выполняемых для оказания поддержки выполнению военных миссий:
• Управление специальными военными задачами, например,
— дозаправка в воздухе и система воздушного предупреждения и управления (AWACS) (Е3А)
— учения и тактическая поддержка с воздуха
— контрольные и тестовые полеты
• Контроль и оказание поддержки задачам, выполняемым во временно изолированных зонах ВП (TSA)
— базовые маневры истребителей
— отработка тактики воздушного боя
• Тактическая поддержка оперативного воздушного движения (OAT)
Это может означать:
— оценку боеспособности в рамках командной структуры НАТО
— совместные воздушные операции национальных и международных вооруженных сил
— авиационные учения, включая координацию действий авиации в военных штабах и верховных командованиях
• Участие в деятельности по обеспечению национальной безопасности
— в случае незаконного вмешательства
— в случае перехвата самолета-нарушителя
— в случае потери связи с ВС
• Подготовка к кризисным ситуациям и конфликтам
— военное и гражданское дежурство и планирование готовности.
……………………………………………
Военно-гражданское сотрудничество распространяется на обычную повседневную деятельность, к примеру, на:
• совместную военно-гражданскую организацию использования ВП (АМС)
• облеты
• непосредственное взаимодействие в реальном времени с
— воздушными базами
— ответственными военными структурами
— национальными органами ПВО и/или ПВО НАТО
• непосредственное взаимодействие в сфере управления кризисными ситуациями
• обмен данными посредством
— планирования полетов в соответствии с требованиями ИКАО и
— гармонизированных протоколов передачи данных
• обычное обслуживание или, при необходимости, специальное обслуживание на частоте, как того требует боевое задание, посредством гармонизированных процедур взаимодействия
……………………………………………
На предыдущих слайдах было показано, что Германия была пионером того, что впоследствии назвали Концепцией гибкого использования воздушного пространства (FUA).
Эта концепция основана на понимании того, что воздушное пространство не должно более быть ни гражданским, ни военным, оно должно являться
• единым континуумом, не предназначенным только для военного или только для гражданского использования, а удовлетворяющего потребности как военных, так и гражданских пользователей
• таким образом, пользователь (в особенности, военная авиация) будет использовать воздушное пространство на временной основе, когда в этом есть реальная необходимость, и воздушное пространство будет на самом деле использоваться.
• основной целью гибкого использования ВП является обеспечение максимальной пропускной способности посредством совместного использования воздушного пространства.
……………………………………………
В Германии существуют несколько аэропортов совместно базирования военных и гражданских воздушных судов. При этом военные органы обеспечивают обслуживание, соответствующее требованиям ИКАО.
……………………………………………
Постоянный рост объемов гражданского воздушного движения оказывает все большее давление на военных.
……………………………………………
С этой целью в Германии были разработаны Военные зоны переменного профиля (MVPA).
……………………………………………
Трехэтапный подход обеспечит динамичную организацию воздушного пространства.
Этап 1 «Сегментация заранее определенных зон ограничения полетов» — полностью реализован и успешно применяется почти 10 лет. Однако это решение уже не обеспечивает достаточной пропускной способности, а некоторые участки воздушного пространства так и остаются не используемыми.
На Этапе 2 Германия снова стала пионером в сфере регулируемого использования воздушного пространства. Районы, предназначенные для тренировочных полетов, уже более не являются фиксированными структурами, они используются в соответствии с реальными потребностями, они периодически выделяются для полетов гражданских воздушных судов и состоят из переменной комбинации блоков размером 15 х 15 м. миль. Окончательная комбинация определяется за 3 часа до полета.
Этап 3 станет окончательным вариантом того, что мы называем полностью динамичной организацией использования воздушного пространства, выделенного под военные тренировочные полеты. В соответствии с требованиями военных воздушное пространство в вертикальной и горизонтальной плоскости будет полностью динамичным. Фиксированные зоны тренировочных полетов, скорее всего, станут частью истории. Процесс планирования призван обеспечить компромисс между противоречивыми требованиями различных пользователей.
Окончательное распределение воздушного пространства может стать процессом в реальном времени, а соответствующие данные по зонам воздушного пространства будут передаваться по всей системе, а также по линии передачи данных непосредственно в кабину истребителя. Этот проект MVPA несомненно является наиболее передовым в сфере военно-гражданского сотрудничества. Он учитывает как военные, так и гражданские потребности и может обеспечить максимальное повышение пропускной способности, безопасности полетов и эффективности.
……………………………………………
Чрезвычайно сложные процесс координирования и организации воздушного пространства будущего не может более управляться только человеком. Программное средство DFS STANLY_MVPA призвано ему на помощь.
Программа STANLY_MVPA обеспечивает синхронизованное координирование деятельности основных участников процесса принятия решений:
Воздушная база (пользователь) – гражданский поставщик обслуживания – при необходимости, ПВО
• Автоматическая активация/деактивация воздушного пространства для тренировочных полетов военных
• Планирование, резервирование, изменение, координирование, отмена и подтверждение запросов на резервирование, общая осведомленность о ситуации
• Координирование и обмен информацией между гражданскими и военными подразделениями в рамках единой системы.
……………………………………………
Я дам необходимые пояснения для каждого этапа военного задания двух истребителей, вылетающих с аэродрома, расположенного на юге Германии.
Различные функции, выполняемые при обеспечении по ППП или ПВП:
• Планирование ВП происходит в соответствии с требованиями задания совместно с Подразделением по организации воздушного пространства (АМС). Подробные данные о планировании и особенностях задания распространяются среди вовлеченных в процесс органов по АФТН в виде плана полета, соответствующего стандарту ИКАО.
• Вылетом управляет военный АКДП и местный ДПП после соответствующего согласования с центром DFS
• На первом этапе полета по маршруту управление переходит к DFS
• Запланированная дозаправка в воздухе осуществляется в военной зоне тренировочных полетов под управлением DFS или ПВО
• Управление вторым этапом полета по маршруту осуществляется DFS, включая ночные полеты на малых высотах
• Ночные полеты на малых высотах могут контролироваться либо DFS, либо ПВО. После прохождения полигона и набора высоты управление переходит к DFS.
• Далее может применяться сценарий тактической радиоэлектронной борьбы; после выполнения задания возвращение на воздушную базу
• Управление заходом на посадку и посадкой осуществляется локальным военным органом.
……………………………………………
Публикации по теме: