МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
История Аэронавигации России. Кто против? Автор: admin 18.12.2023 г.

В 2023 году Аэронавигации России исполнилось 92 года, а Единой системе ОрВД — 50 лет!

Аэронавигация России. О сохранении исторической памяти во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Е.А. Евтушенко: «То, что рыба гниёт с головы — оправдание хвоста.»

Нормативный правовой акт федерального уровня, а также локальный нормативный акт (ЛНА) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», устанавливающий памятные даты, чествуемые Предприятием на корпоративном уровне, никогда не издавался.

Отраслевое руководство предпочитало чтить и популяризировать зарубежные и международные (в т.ч. фейковые) профессиональные праздники, а уделом чествования исторически значимых дат отечественной аэронавигации были только неформальные традиции, сохраняемые коллективами работников.

Данное обстоятельство породило в центрах ОВД и филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» «парад» ЛНА об установлении «местных» памятных дней, не основанных на единых критериях для всех подразделений и, соответственно, понимании исторической значимости памятных дат (событий), заложивших основы формирования структур отечественной аэронавигации, а также решений о создании госпредприятий по ИВП и УВД, затем единого Предприятия — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Что уж говорить о филиалах, если даже многие в руководстве ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не понимали разницы между решением соответствующего органа государственной власти о создании госпредприятия и последующей регистрацией предприятия, но уже другим органом.

Некоторые руководители и до сих пор не понимают, что данные решения принимаются совершенно разными государственными органами и в разных целях.

При этом совершенно очевидно, что для любой организации именно решение о её создании (учреждении) является основополагающим историческим событием!

Последующая регистрация организации в соответствующем органе в качестве юридического лица – это для госпредприятия обязательная процедура, которая необходима, в т.ч. для открытия счёта в банке, постановки на учет в соответствующих службах, фондах и т.п.

Для простоты понимания: Без решения о создании (учреждении) организации она не будет создана (утвержден Устав, назначен руководитель и т.п.) и, соответственно, не будет никакой регистрации – ну, просто нечего будет регистрировать!
Кроме того, организация действует на основании Устава, утвержденного её учредителем, например, учредитель ФУП «Госкорпорация по ОВД» — Правительство РФ, а не регистрирующий орган — Московская регистрационная палата, которой в 1996 году была произведена регистрация предприятия.

В филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также в их подразделениях существует практика установления памятных дней (дат, событий), связанных с деятельностью филиала (подразделения), путем издания в филиалах соответствующих локальных нормативных актов. Эта практика всегда носила бессистемный характер, так как Предприятие данным вопросом никогда не озадачивалось.

Заняться же этим сейчас, наверное, или недосуг или некому. Полагаем, что свой вклад в это вносит и замещение руководящих должностей в генеральной дирекции и филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» персоналом, часть из которого только после назначения на должность начинает знакомиться с системой, в руководство которой они попали «по случаю».

Поэтому для многих из таких «пришельцев» история Аэронавигации России, ЕС ОрВД и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – это что-то не совсем понятное. А учитывая, что сохранение исторической памяти и популяризация  исторически значимых дат (событий) и основных профессий этой системы не влияет на размер кабинета, зарплаты и количество наград «за успехи» на занимаемой должности, а может даже, при определенных обстоятельствах, и навредить, например, при сравнении их дел с результатами предшественников, то такая история становится им неудобной, да и ненужной.

Соответственно, чем больше в этой истории «непоняток и бардака», тем для них лучше?

Так сложилось, что исторически значимые события, имеющие одноименное название, в разных филиалах (подразделениях) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» безосновательно (как исторически, так и юридически) приурочиваются к разным датам.

Для примера, приведем только 4 факта, связанных с историческими событиями, касающимися дат создания предприятий по ИВП и УВД – родоначальников (согласно правопреемственности) филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которые чествуются этими филиалами:

  1. Исторической датой создания филиала «Аэронавигация Центральной Волги» — является 21 декабря 1993 года, что, безусловно, верно как исторически, так и юридически.
    Именно в этот день в Самарской области (на основании Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 30.04.1993 г. № 403 «О модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации», приказа Министра транспорта РФ от 22.06.1993 г. № 43 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ  от 30.04.1993 г.» и письма Росаэронавигации от 12.11.1993 г. № 135-685 РАН, Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области России (приказ председателя Комитета) от 21.12.1993 г. № 1137, было создано (учреждено) государственное предприятие – Самарский центр по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением «Самарааэроконтроль», преобразованное затем в региональное государственное предприятие по ИВП, УВД, РТО и связи «Волгааэронавигация», впоследствии в ГУДП и филиал ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
  1. Исторической датой создания Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) — является 27 декабря 1979 года. Юридически это событие (дата) подтверждается Приказом Министра гражданской авиации СССР от 27.12.1979 года № 064/с, которым был создан МЦ АУВД (приказ имеется в ген.дирекции Предприятия).
    Однако, спустя сорок лет после создания МЦ АУВД и 2 года после запуска в МЦ АУВД отечественной АС ОрВД (в новом специально построенном для этого здании), приказом директора филиала «Московский центр АУВД» от 09.04.2019 г. памятная дата  — День Московского центра АУВД установлена 15 апреля, ввиду того, что 15 апреля 1981 года были введены в эксплуатацию районная и аэроузловая АС УВД «Теркас» шведского производства. При этом в поздравлениях это событие некорректно позиционируется как дата создания Московского центра АУВД.
    Примечание: в 2017 году в филиале введена в строй отечественная АС ОрВД «Синтез-АР4», однако, чествовать продолжают почему-то достижение шведской промышленности, называя это датой создания филиала. Правопреемником ГП «МЦ АУВД» является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ГУДП «МЦ АУВД» ФУП «Госкорпорация по ОрВД» было зарегистрировано в 2000 году, а филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» был создан в 2006 году.
  1. Исторической датой создания филиала «Аэронавигация Юга» — считается 8 октября, приурочено к дате 08.10.2002 г., когда ИМНС по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону в единый государственный реестр юридических лиц было внесено ГУДП «Аэронавигация Юга» ФУП «Госкорпорация по ОрВД».
    Следует отметить, что ГУДП «Аэронавигация Юга» ФУП «Госкорпорация по ОВД», образованное путем реорганизации в форме слияния: ГУДП СКЦ АУВД «Стрела», ГУДП «Волгоградаэронавигация» и ГУДП «Кавказаэронавигация», согласно Распоряжению Минимущества России от 03.06.2002 г. №1390-р, является правопреемником указанных ГУДП.
    Однако, история создания «Аэронавигации Юга» начинается с момента создания ГУДП «Аэронавигация Юга» в отличие, например, от укрупнённого филиала «Московский центр АУВД», который был сформирован путем присоединения к нему филиала «Аэронавигация центрального региона» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
    При этом (опять же в отличие от МЦ АУВД) в филиале «Аэронавигация Юга» дата введения в эксплуатацию АС УВД «Стрела» отечественного производства, не является Днём Аэронавигации Юга.
  1. В качестве исторической даты создания филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» чествуется не дата создания госпредприятия, а дата его регистрации – 9 августа, согласно Постановлению Мэра г. Красноярск от 09.08.1993 г. № 297, которое Постановлением Мэра г. Красноярск от 11.10.1993 г. № 382. признано утратившими силу, а дата регистрации ГП «Красноярскаэронавигация» была изменена.
    Однако,  в филиале
    (традиционно) чествуют не дату создания, а дату регистрации, которая была отменена.

Следовательно, при одинаковой исторической значимости событий, отношение к ним в разных филиалах одного Предприятия, диаметрально противоположное.
То есть, историческая память на корпоративном уровне, не имея никакой единой идеологической и правовой основы, деформируется местными решениями, принимаемыми в интересах отдельных групп.
Напрашивается вывод о том, что какая-либо логика, в т.ч. исторически и юридически обоснованная позиция, отсутствует напрочь.

В подразделениях же филиалов — центрах ОВД (до укрупнения бывшие филиалы) основания для аналогичных приказов, ещё более разные и непонятные. Учитывая большое количество различных оснований, в качестве примера приведем только один.

Так, например, приказом Башкирского Центра ОВД от 09.07.2019 г. № 117 «О праздновании Дня создания служб движения и ЭРТОС и даты образования Башкирского Центра ОВД», празднование было приурочено к 1 июля — дате образования в 1939 г. службы движения и связи 209-го Башкирского авиаотряда.

В других центрах ОВД исторические события, связанные с их созданием  приурочены к совершенно разным датам, например: к дате решения о создании, к дате регистрации в налоговой, к дате издания приказа о переводе персонала из авиапредприятия в предприятие по ИВП и УВД, а также иные поводы, приведенные в качестве основания для чествования.

Историческая дата создания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — 14 мая 1996 года, является неопровержимым фактом, подтвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.1996 г. № 583.
Необходимо отметить, что факт создания Предприятия, именно 14.05.1996 г., также отмечен и на официальном сайте Минтранса России, в истории развития транспортной отрасли России >>
Однако, Предприятием чествуется не решение Правительства РФ о создании ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а другое решение — о его регистрации, при этом называется это событие созданием Предприятия.

Почему в едином — федеральном государственном унитарном Предприятии нет единого подхода к критериям установления исторически значимых памятных дат?

При этом известно, что:

  1. Подготовлен соответствующий проект приказа ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», направленный на содействие (на корпоративном уровне) реализации глубоких по значению положений Указа Президента России от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению российских духовно-нравственных ценностей». Утвержденные Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
  2. Указанный проект приказа ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предусматривает соответствующие  критерии, относительно оценки достоверности, исторической значимости и обоснованности установления корпоративных памятных дат, при участии в этом процессе всех заинтересованных участников.
  3. Издание приказа не требует дополнительных расходов и согласования с вышестоящими органами.

Также известно о положительной оценке первыми лицами Росавиации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предложений, связанных с реализацией инициативы ветеранов Аэронавигации России о чествовании (теперь уже на корпоративном уровне) исторически значимых дат (событий) отечественной аэронавигации, ранее уже поддержанной трудовым коллективом Предприятия и авиационным сообществом ГА.
При этом
 необходимо отметить, что, благодаря поддержке со стороны руководителей Росавиации (Д.В. Ядров)  и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Д.В. Бобылев), продолжается реализация Проекта «История аэронавигации России». Результаты сформированной на общественных началах совместной рабочей группы Проекта, достигнутые в течение 2-х лет, отмечены высокими наградами Всероссийского конкурса «Корпоративный музей».

Чествование исторически значимых дат (событий) отечественной аэронавигации не означает организацию каких-либо увеселительных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств.

Чествование – это, прежде всего, осуществление популяризации памятных дат, внесенных в Перечень, утвержденный локальным нормативным актом (ЛНА) Предприятия, посредством соответствующих публикаций и поздравлений на корпоративном уровне, с целью формирования исторической памяти, сохранения преемственности и лучших традиций Предприятия, содействия профориентационной работе, а также процессу гражданско-патриотического воспитания молодежи, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями ветеранов.

P.S. Разбуди ночью любого среднестатистического старшеклассника в любом штате США и спроси: кто был первым человеком, полетевшим в космос? Большинство из них назовут Шепарда, Гленна, Армстронга, но никак не Гагарина.
Они даже не могут поверить в то, что первым в космосе оказался русский, а не американец.
Что уж тут говорить о  других неопровержимых фактах — мировых достижениях советской и российской науки и промышленности, в т.ч. в  области гражданской авиации.
Разве что-то из этих достижений официально чествуется в странах «коллективного запада»?

Должны ли граждане иметь возможность знать, чтить и гордиться вместе со знаменательными событиями истории своей страны, историей отраслей и предприятий, в которых они трудятся?

Должны ли руководители соответствующего уровня содействовать созданию условий для того, чтобы граждане, а также в трудовых коллективах помнили и чтили своих заслуженных соотечественников (коллег), внесших неоценимый вклад в развитие страны, отраслей, предприятий, а также в профессиональное развитие на всех уровнях, включая корпоративный?

Удивительно, но из писем некоторых отраслевых госчиновников и коммерсантов из ГК по ОрВД,  в ответах на подобные, задаваемые им вопросы, следует, что — нет, не нужно это ни государству, ни предприятию, всё и так ОК!
Почему-то им больше нравится чтить и популяризировать зарубежные и международные (даже фейковые) профессиональные праздники, чем отечественные, подтвержденные реальной историей и документами.

До каких же пор руководящие органы будут стесняться истории и достижений аэронавигационной системы России?

Почему и кто не разрешает  работникам ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» официально, а не только традиционно, чествовать исторически значимые даты (события) отечественной аэронавигации?

Кто и почему выступает против издания приказа «Об утверждении Перечня исторически значимых памятных дат (событий), заложивших основы формирования структур отечественной аэронавигации, чествуемых ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»?

Полагаем, что многие удивятся, узнав ответ на этот вопрос.

Продолжение следует …

 

Публикация по теме:

О чествовании Дня Аэронавигации России — 16 февраля!

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.