МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
О награждениях и безопасности полётов при ОВД. Автор: admin 02.05.2023 г.

Публикуя, возможно, нелицеприятные для кого-то статьи, основанные на фактах, комментарии которых содержат субъективные мнения, мы нацелены на содействие выработке справедливых (объективных) решений, способствующих повышению уровня безопасности полётов при обслуживании воздушного движения (ОВД). 

В МОД «Аэронавигация Без Границ» поступили обращения от работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с примерно одинаковыми просьбами, например:

«Объясните, пожалуйста, почему Министр транспорта РФ наградил ФИО. Мы работаем с ним в одном подразделении, стаж у него намного меньше чем у меня и он имел замечания, а я всю жизнь только благодарности за свою работу и таких как я в нашем подразделении не мало. Я с этим вопросом пришел к нашему начальнику, но он сказал мне, что это не к нему, т.к. Министр наградил ФИО, как члена профсоюза, а я как и ты не члены профсоюза. Тоже самое подтвердил мне и местный профорг, сказав, что я не член профсоюза, не плачу профвзносы, а потому у меня нет таких привилегий как у ФИО и предложил мне сначала вступить в профсоюз, а потом задавать вопросы. Это как, введена плата за награды от Министра в виде профвзносов?».
Или вот такое, якобы: «… президент Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России сказал членам Центрального совета, что теперь в руководстве Госкорпорации по ОрВД у нас есть свой человек и всё будет …».

Принимая во внимание количество подобных обращений, представляется целесообразным выразить мнение членов Экспертного совета по данному вопросу публично.

Коллеги, мы уже обращались к этой теме в публикации «О награждениях и формализме» и не хотели бы её продолжать, однако, учитывая обращения, связанные с изданием очередных приказов Министра транспорта РФ о награждениях профсоюзных лидеров и членов первичных профсоюзных организаций, мы сочли целесообразным прокомментировать ситуацию, складывающуюся в этой связи не первый год, более обстоятельно.

Примечание: если раньше такие приказы не публиковались и не все имели возможность воспользоваться интернетом, то всё проходило «тихой сапой»,  а в коллективе работников подразделения даже и не знали о том, что кто-то из них награждался подобным способом. Сейчас же многое становится известным не только узкому кругу вовлеченных, но и широкой общественности.

Относительно заданных вопросов, касающихся комментариев профсоюзных лидеров.

Следует отметить, что если действительно президент ФПАД кому-то такое и говорил, то это скорее последствие добросовестного заблуждения (когда человек говорит неправду, но при этом не знает, что ошибается).

Совершенно очевидно, что все лидеры профсоюза, которым по линии основной работы, а не по профсоюзной деятельности, были предложены должности в соответствующих руководящих органах предприятия (подразделения), продолжают также добросовестно (как умеют) работать на новых должностях, представляя работодателя и, следовательно, учитывая в своей работе не только интересы членов профсоюза, а всех работников предприятия и его собственника.

Вместе с тем,  в отличие от профлидеров, им становится доступен более широкий спектр всесторонней информации о реальном положении дел в организации, при этом, что весьма важно, у них появляется реальная ответственность за результаты исполнения своих обязанностей на этой должности и «отпадает» возможность заниматься популизмом.

Комментарий же какого-то профорга, рекомендовали бы воспринимать как крайне неудачное, прежде всего для авторитета профсоюза, субъективное мнение. (См. здесь >>)

Кто постарше помнит, как в советские времена при поступлении на работу предлагали сразу же вступить в профсоюз, который распределял путевки, рулил очередью на жильё и другими «радостями той жизни», что с юмором было отмечено Ильфом и Петровым в известном сюжете: «Пиво отпускается только членам профсоюза!»

По существу вопроса о награждениях, необходимо отметить следующее.

Общеизвестно, что не профсоюзы принимают решения, связанные с учреждением ведомственных наград и утверждением соответствующих Положений о порядке награждения этими наградами. В данном случае – это Минтранс России.

Именно приказом Минтранса России, утвердившим Порядок представления к награждению ведомственными наградами, установлено, что:

Решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается руководителем организации по месту основной (постоянной) работы лица, представляемого к ведомственной награде.

Решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой члена профсоюза за активное участие в деятельности профсоюза работников соответствующего вида транспорта принимается профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.

Теперь внимание! Согласно вышеуказанной норме приказа Минтранса России член профсоюза награждается не за трудовые заслуги по основному месту своей работы (в данном случае — это подразделение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), а за активное участие в деятельности профсоюза.

Приказом Минтранса России, профсоюзам всего лишь была предоставлена возможность воспользоваться тем, что установлено этим документом, а именно — возбуждать ходатайства о награждении членов профсоюза за  заслуги перед профсоюзом.

Поэтому вопросы к профсоюзам если и могут быть, то только морального плана, например, вспоминая историю создания, так называемых свободных профсоюзов, которые являются «выходцами» из ВЦСПС (ныне ФНПР). Лейтмотивом «отпочкования» свободных профсоюзов от ВЦСПС (ФНПР) было: ФНПР — это государственный профсоюз, а мы другие, мы будем свободными и независимыми от государства, собственника и представителей работодателя!

Дальше развивать эту тему не будем, т.к. мы не против профсоюзов и считаем этот общественный институт важным для развития многих отраслей экономики на конкурентной основе, но при этом с учетом интересов работников в области социально-трудовых и иных, связанных с ними отношений.

Вместе с тем, используя, например, утвержденное Минтрансом России Положение о Почётном работнике аэронавигации России, попробуем разобраться каким образом этим Знаком награждаются лидеры и члены профсоюза (его первичных организаций) за активное участие в деятельности профсоюза.

ПОЛОЖЕНИЕМ УСТАНОВЛЕНО:

«Нагрудным знаком «Почетный работник аэронавигации России» награждаются работники организаций, предприятий и учреждений  аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, государственные служащие Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, его территориальных органов и другие лица:

  • за личный вклад в обеспечение устойчивого функционирования, надежности и безопасности Единой системы организации воздушного движения  Российской Федерации и Единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации;
  • за успехи в производстве систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, в реконструкции и ремонте объектов, оборудования и средств обеспечения воздушного движения;
  • за успешную модернизацию системы организации воздушного движения и совершенствование структуры воздушного пространства Российской Федерации;
  • за разработку и внедрение новых технологий управления воздушным движением;
  • за разработку проектов законодательных и нормативных актов по  вопросу аэронавигационного обеспечения;
  • за эффективную и успешную научную, рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области использования воздушного пространства Российской Федерации и организации воздушного движения.»

Примечание: всё перечисленное после двоеточия не является ни уставными целями, ни задачами профсоюза. Не видим мы здесь и такого основания для награждения, как за активное участие в деятельности профсоюза.

И так, получается, что кроме работников и госслужащих, награждаться ещё могут и другие лица, к которым, как следует из приказа Министра транспорта РФ о награждении членов профсоюза, в т.ч. относятся и работники – члены профсоюза, назовем их работники плюс.

Получается, что работники плюс — это такие работники, которые в сравнении с другими работниками имеют дополнительные привилегии от госорганов. А за что? Неужели только за принадлежность к профессиональной группе, созданной под конкретные цели и задачи? Следует отметить, что права и гарантии деятельности этой (во многих случаях малочисленной в первичном звене) группы уже охраняются специальным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», что правильно.

Однако, зачем государству в лице Минтранса России понадобилось стимулировать членство в профсоюзах дополнительными (в сравнении с обычными работниками) привилегиями в виде ведомственных наград? Тем самым как бы возвышая их над другими работниками.

Вопрос о том, зачем это нужно государству оставим открытым.

А теперь, что называется, вернемся к истокам.

Трудовые награды (поощрения за труд) – это, прежде всего, стимулирование качества, производительности и охраны труда, а также повышения уровня производственной дисциплины и т.п., что называется человеческим фактором, который оказывает известное влияние на экономическое развитие как компаний, так и страны в целом, разве не так?

Трудовой кодекс РФ. Статья 191. Поощрения за труд

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Примечание: как видим нет здесь упоминаний о членах профсоюза и Министр транспорта РФ награждает членов профсоюза не за особые трудовые заслуги согласно ТК РФ, а как сказано в документах Минтранса России за активное участие в деятельности профсоюза!

Напомним, как это было ранее, в т.ч. в советские годы. Представление, оформленное руководством организации, одобренное, не профсоюзом (его первичной организацией, для создания которой достаточно 3-х работников), а общим собранием трудового коллектива, направлялось в соответствующее ведомство для принятия решения о награждении работника.

Что происходит сейчас. Профсоюз (его первичка) без согласования и учета мнения коллектива подразделения, а также руководства, ответственного за производственный процесс, самостоятельно возбуждает ходатайства о награждении ведомственной наградой и направляет представления о награждении работников подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – членов профсоюза в Минтранс России.

А дальше в Минтрансе России, что называется «следите за руками», какие-то чиновники «поворачивая свои же приказы как дышло» решают, например, так: ходатайство профсоюза возбуждено согласно утвержденному порядку — за активное участие в деятельности профсоюза, а награждаем его как работника предприятия  аэронавигационного обслуживания — члена профсоюза, на основании критериев, установленных Положением для работников предприятия за трудовые заслуги (активное же участие в деятельности профсоюза здесь уже как бы и ни при чём).

Тем самым, награждение осуществляется в обход руководства подразделения/предприятия по месту основной работы награждаемого, мнение же этого руководства (превращенного за годы соответствующей кадровой политики в …) манкируется.
Судя по приказам Минтранса России схема вполне себе рабочая.

Для сведения, учитывая, что не все это понимают:
Организации аэронавигационного обслуживания пользователей ВП и профсоюзные организации – это разные юридические лица, с разными целями и задачами.

Главная (общепризнанная) цель организации аэронавигационного обслуживания пользователей ВП (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), — это обеспечение безопасности полетов при ОВД.

Вопрос: кто-нибудь из профсоюзных лидеров и/или членов профсоюза может быть (именно, как член первичной профорганизации или её руководитель) привлечен к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности или исключен из членов профсоюза за допущенные кем-то другим, в конкретном подразделении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», нарушения, связанные, например, с обеспечением безопасности полетов при ОВД?
Ответ однозначен — НЕТ!

А непосредственный руководитель работника, допустившего нарушение и/или руководитель этого подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» может быть за это привлечен к ответственности, вплоть до увольнения с занимаемой должности, а также возбуждения в отношении него соответствующего дела?
Ответ такой же однозначный – ДА!

Мы не станем приводить примеры, когда подчиненные в процессе работы вступали в пререкания со своими непосредственными руководителями, в т.ч. с использованием нецензурных выражений, что завершалось авиационными инцидентами по вине органов ОВД.

Промолчим и о том, как межличностные отношения влияют на производительность труда, другие важные показатели и, соответственно, на достижение вышеназванной главной цели подразделения/предприятия.

Полагаем, что вследствие некорректных формулировок или некорректного применения отдельными чиновниками положений, регламентирующих порядок представления к награждению ведомственными наградами, стимулируется процесс разрушения производственной дисциплины на низовом уровне ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Единой системы ОрВД РФ, посредством снижения роли руководителей соответствующего звена (игнорирование их мнений) в процессе поощрения работников за труд.

К достижению какой цели стремится Минтранс России, исключив участие руководителя подразделения из процедуры оформления представления профсоюза к награждению работника этого подразделения/организации?

Возможно то, что когда-то и кем-то было посеяно уже прорастает, а цветочки и ягодки ещё впереди?

Только вот ответственных спустя годы уже и не найдешь, а крайним, как всегда, будет «стрелочник».

Кто-то скажет, что руководители ведь тоже могут, как и профсоюзы, направлять представления о награждении работников по своей вертикали.
Да, могут и именно по своей вертикали, после тщательного «сито», сформированного многолетней практикой (характеристики-объективки, согласования, в т.ч. рассмотрение кандидатур на общем собрании коллектива) и в пределах установленных квот.
А какая вертикаль у независимого профсоюза не задумывались, если тем же самым приказом Минтранс России, как для своих подведомственных, устанавливает для независимых от органов исполнительной власти профсоюзов квоты по численности награждаемых?

Вместе с тем, разве никто не находит странным стимулирование Минтрансом России подобной конкуренции между руководством предприятий и организациями профсоюзов, действующими на этих предприятиях, на предмет кто из них более влиятелен и успешен в награждении работников предприятия ведомственными наградами?

В завершение, «на подумать», отдельные показатели из анализов и отчётов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по количеству налёта в часах на один авиационный инцидент по причинам, связанным с деятельностью органов ОВД:

2016-2017 – 230 тыс. часов.

2021-2022 – 119 тыс. часов.    

Несомненно, что это не является прямым следствием изменения политики Минтранса России в вопросах награждения работников ведомственными наградами, что в свою очередь оказывает соответствующее влияние на уровень производственной дисциплины.
Однако, представляется очевидным то, что это результат воздействия (в течение достаточно длительного периода) многих, в т.ч. вышеназванных факторов.

P.S. Мы не выступаем против возможности профсоюзов инициировать процесс (возбуждать ходатайства) о награждении отличившихся работников, мы против устранения из этого процесса руководителей ответственных за результаты деятельности соответствующих подразделений и предприятия в целом, а также разделения работников по принадлежности к какой-либо группе при принятии решений о награждении их за трудовые заслуги.

Если Минтранс России считает целесообразным и оправданным награждение профлидеров и членов профсоюза за активное участие в деятельности профсоюза, то, что мешает ему — органу исполнительной власти учредить именно такую ведомственную награду?!

 

Публикации по теме:

О награждениях и формализме.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.