15 ИЮЛЯ В КАЛЕНДАРЕ ИСТОРИИ АЭРОНАВИГАЦИИ РОССИИ
1 СОБЫТИЕ
15 июля 2004 года был зарегистрирован новый Устав Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), включающий в т.ч. положение о том, что предприятие имеет 21 филиал.
Данный учредительный документ позволил считать процесс создания Единого хозяйствующего субъекта ЕС ОрВД РФ завершенным, в дальнейшем осуществлялось укрупнение Предприятия в форме присоединения к нему.
Первая руководящая команда Предприятия во главе с Генеральным директором Б.И. Кушнеруком
Этой командой профессионалов — единомышленников был пройден самый сложный путь в реорганизационный период становления Предприятия, — это был период создания единого хозяйствующего субъекта гражданской части Единой системы ОрВД РФ.
В течение 2000 — 2004 г.г. было осуществлено создание Государственных унитарных дочерних предприятий (ГУДП) ФУП «Госкорпорация по ОВД» на базе 33-х самостоятельных государственных предприятий по ИВП, УВД и ЭРТОС системы Росаэронавигации, а затем уже на базе ГУДП, являвшихся юридическими лицами, были созданы филиалы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В сложнейшее время, когда невыплата заработной платы работникам ГП по ИВП, УВД и ЭРТОС, в т.ч. специалистам УВД и ЭРТОС, в среднем по системе до 2000 года составляла 4 месяца, удалось не только справиться с этой проблемой, осуществляя при этом поддержку работоспособности, замену и даже модернизацию оборудования, обеспечивающего обслуживание воздушного движения, но и:
— реализовать выделение служб УВД и ЭРТОС, а также имущественных комплексов УВД из состава аэропортов и авиапредприятий;
— обеспечить безопасность полетов при ОВД, разработать систему воздушного движения из Северной Америки через Россию в Юго-Восточную Азию (до Куало Лумпур), ранее полёты выполнялись через Тихий и Атлантический океаны (экономия 4 часа), разработать и внедрить новые воздушные трассы, в т.ч. от мыса Барроу (США) через Российский Дальний Восток в Японию, разработать проект укрупнения центров ОВД в РФ, который успешно реализуется по настоящее время;
— разработать Программу ремонта средств связи и РТО ФУП «Госкорпорация по ОВД» и организовать её реализацию на уровне подразделений Предприятия, что позволило при ограниченных финансовых возможностях корпорации обеспечивать безопасность воздушного движения и эффективность использования технических средств;
— создать механизмы экономического планирования производственно-хозяйственной деятельности Предприятия, осуществить централизацию финансово-экономических функций, разработать необходимую нормативно-правовую базу и механизм взимания сборов за аэронавигационное обслуживание;
— провести кардинальные преобразования (реформы) на предприятиях системы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в сфере управления персоналом, кадровой и социальной политики, в результате которых была осуществлена централизация управления по всем направлениям деятельности, разработана и внедрена единая система оплаты труда, социальных льгот и гарантий работников предприятий, а также программы: содействия занятости; развития социальной сферы, улучшения жилищных условий работников, их переселения из районов Крайнего Севера; социального страхования (дополнительного страхования на случай потери лицензии); негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования; пропаганды здорового образа жизни и активного отдыха, приобщения работников к занятиям физической культурой и спортом и др.;
— разработать и реализовать план мероприятий по созданию корпоративной системы дополнительного профессионального образования;
— создать систему обеспечения безопасности производственной деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и многое другое.
Безусловно, что реализация всего этого стала возможной только благодаря совместным усилиям на всех уровнях системы УВД РФ — от работников и специалистов до руководителей служб движения и ЭРТОС, подразделений и дирекций ГП по ИВП, УВД и ЭРТОС, ГУДП, филиалов, предприятия, органов государственного регулирования, а также профессиональных общественных организаций (их объединений).
Известные в аэронавигационном сообществе слова: «Слышу, Вижу, Управляю», были не только красивым слоганом для первой руководящей команды Госкорпорации по ОрВД и руководителей её подразделений, прошедших великолепную школу обеспечения безопасности полетов при УВД в СССР, но и руководством к действию.
В указанный период не было ни одного авиационного происшествия по вине специалистов УВД и ЭРТОС.
Необходимо отметить, что работали не под страхом наказания (если вдруг что-то пойдет не так) и не в ожидании наград.
Примечание:
— ни к одному из первой команды руководителей Госкорпорации по ОрВД не применялись дисциплинарные взыскания, равно как и ни один из них в тот период времени, не был удостоен государственных наград по результатам деятельности;
— в то время размер заработной платы руководства Предприятия изначально был меньше, а после 2001 года приблизился к величине оплаты труда диспетчера УВД 1 класса в ГП «Московский центр АУВД».
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и по настоящее время является успешно развивающимся и перспективным, в т.ч. с учётом предполагаемого в дальнейшем совершенствования организационно-правовой формы, Предприятием в Мировом аэронавигационном сообществе.
2 СОБЫТИЕ
В этот день 15 июля 2021 года осуществлен переход на новую структуру оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
В процессе осуществления реорганизации реформированы:
• 1 главный центр ЕС ОрВД;
• 7 зональных центров ЕС ОрВД;
• 17 районных центров ЕС ОрВД;
• 117 аэродромных диспетчерских центров и 1 аэроузловой диспетчерский центр.
В результате проведенных мероприятий были образованы:
• Главный центр ЕС ОрВД (Москва, УУУВ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Москва, УУВЖ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Самара, УВВВ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Екатеринбург, УССС);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Тюмень, УСТЖ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Новосибирск, УННТ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Красноярск, УНКЛ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Иркутск, УИИИ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Хабаровск, УХХХ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Магадан, УХММ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Якутск, УЕЕЕ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Ростов-на-Дону, УРРЖ);
• Региональный центр ЕС ОрВД (Симферополь, УРФЖ).
Итого: 1 Главный центр ЕС ОрВД и 12 региональных центров ЕС ОрВД.
В рамках проведенных мероприятий были образованы 98 аэродромных диспетчерских центра (АДЦ) ЕС ОрВД. Зональный центр ЕС ОрВД (Санкт-Петербург, УЛЛЛ) и входящие в него АДЦ оставались в прежних границах ответственности до реализации мероприятий, связанных с оснащением регионального центра.
Переход с четырехуровневого взаимодействия оперативных органов Единой системы (главный центр ЕС ОрВД — зональный центр ЕС ОрВД — районный центр ЕС ОрВД — аэродромный диспетчерский центр ЕС ОрВД) на трехуровневое взаимодействие (главный центр ЕС ОрВД — региональный центр ЕС ОрВД — аэродромный диспетчерский центр ЕС ОрВД), осуществлен в целях повышения качества планирования использования воздушного пространства Российской Федерации, а также снижения нагрузки на центры Единой системы при координировании деятельности по использованию воздушного пространства путем уменьшения объемов передаваемой и согласовываемой информации.