Своеобразный рекорд в истории ФПАД России был установлен
Евгением Юрьевичем Мельгуновым.
Спустя месяц после состоявшегося 28 сентября 2023 года в Москве 13-го отчетно-выборного съезда Федерального профсоюза авиационных диспетчеров (ФПАД) России и конференции ППО работников ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФПАД России, на котором Е.Ю. Мельгунов был избран вице-президентом федерального профсоюза и заместителем председателя ППО работников ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФПАД России, он согласился с предложением представителя работодателя занять руководящую должность не совместимую с профсоюзными должностями, на которые он ранее был избран членами ФПАД России, а также её Прибайкальской территориальной организации.
Примечание: статья не содержит критики Мельгунова Ю.М., тем более, что критиковать человека заочно, не зная его лично, представляется неправильным. Моральная же составляющая — это личное дело каждого, тем более, что принятое им решение вполне согласуется со сложившимися во ФПАД России традициями.
Напомним, что в 1997 году на съезде ФПАД России, избранный президент ФПАД России В.Ежов предложил принять «Кодекс чести ФПАД России», в который внести пункт: «Члены выборных профсоюзных Исполнительных органов ФПАД России не могут в течение 1 года после окончания своих полномочий или переизбрания по любым причинам занимать административную должность выше той, которую они занимали до избрания». Однако большинство делегатов съезда ФПАД России, сочли эту инициативу дискриминационной и не поддержали.
При этом следует отметить, что уйдя с должности президента ФПАД России В. Ежов, руководствуясь своим же предложением, продолжил (ровно в течение года) работу по основной должности диспетчером УВД в Домодедово и параллельно (по совместительству) работал заместителем гендиректора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В статье рассматриваются только факты на примере конкретного назначения. Цель: правила должны быть справедливыми и понятными для всех работников, а возможные объективные исключения из них должны быть указаны в этих правилах.
Мельгунов Евгений Юрьевич, общая информация:
Место рождения: гор. Иркутск (06.04.1978).
Место жительства: Иркутская область, город Иркутск.
Образование: Академия гражданской авиации г. Санкт-Петербург, 1999.
Место работы и должность: старший диспетчер, осуществляющий непосредственное управление воздушным транспортом: Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», филиал «Аэронавигация Восточной Сибири».
Участие в выборах:
2017 год. Выдвижений — 1. Выборы депутатов Думы Ушаковского муниципального образования. Избраний — 0.
2014 год. Выдвижений — 1. Выборы депутатов Думы города Иркутска шестого созыва. Избраний — 0.
Примечание: персональные данные Е.Ю.Мельгунова являются общедоступной информацией, см. здесь >
Вместе с тем, в профсоюзной структуре ФПАД России Е.Ю. Мельгунов, как видим, добился достаточно высоких карьерных результатов — председатель Прибайкальской территориальной организации ФПАД России, вице-президент федерального профсоюза и заместитель председателя ППО работников ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФПАД России.
К сожалению, его конкретные заслуги, в т.ч. по профсоюзной линии, аэронавигационному сообществу неизвестны. Возможно потому, что они нигде не опубликованы?
Возможно, как бывает в профсоюзных организациях, осуществляющих деятельность в подразделениях ЕС ОрВД РФ, он входит в число тех профсоюзных лидеров, которые за профсоюзную работу поощряются ведомственными наградами и выдвигаются работодателем на соответствующие руководящие должности в административной структуре предприятия и его подразделений.
Возможно он просто талантливый специалист, результаты деятельности, инновационные предложения и заслуги которого известны определенному кругу лиц, принимающих решения не только на уровне филиала и предприятия.
В связи с тем, что в ЕС ОрВД РФ есть правила, предусматривающие определенные требования к кандидатам на ответственные руководящие должности, вероятно, Е.Ю. Мельгунов до принятия соответствующего решения будет являться временно исполняющим обязанности заместителя директора филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» — руководителя Иркутского регионального центра ЕС ОрВД РФ.
Однако, сразу бросается в глаза то, что должность старшего диспетчера не является руководящей должностью, а одним из критериев назначения на должность руководителя Регионального центра ЕС ОрВД РФ является, в т.ч. опыт работы на соответствующих руководящих должностях.
В этой связи в очередной раз задаемся вопросом, а что стало с кадровым резервом,
в программу подготовки которого предприятием на протяжении многих лет были «инвестированы» огромные средства в сопровождении сумасшедшего пиара? Для каких целей или отраслей готовился этот резерв?
Возможно, что талант или ходатайства, учитывающие в т.ч. иные компетенции отдельных кандидатов, требуют особого подхода, как исключение из правил, написанных для всех? Однако, назначение на должность это ведь не подвиг или особые заслуги, которые совершенно обоснованно и правильно носят приоритетный характер при принятии решения о награждении кандидата независимо от его стажа работы на должности.
Региональный центр — это оперативный орган ЕС ОрВД РФ (важнейший в структуре подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»). Главный приоритет — обеспечение безопасности полётов при ОрВД.
Опыт общественной деятельности, оказывающей позитивное воздействие на общество, безусловно, это положительный фактор, который также может или должен учитываться при аттестации в качестве дополнительного, но не основного критерия для определения профессионального соответствия кандидата должности. Тем более, если это касается должности непосредственно связанной с организацией профессиональной деятельности по обеспечению безопасности полетов при ОрВД на региональном уровне.
В свою очередь во ФПАД России, не дожидаясь результатов аттестации Е.Ю. Мельгунова, которая должна будет проведена соответствующей комиссией руководящего органа ЕС ОрВД РФ, возможно, понимая каким будет решение, уже приступили к его замещению на должностях в своей структуре. А, что если результат аттестации будет не таким, как кому-то представлялся, то члены профсоюза снова всё перерешают?
Очевидно, что только время и результаты работы Иркутского регионального центра ЕС ОрВД покажут насколько правильными были решения, принятые после известных авиационных событий, произошедших в его зоне ответственности.
Представители Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ», полагают, что решение проблем, связанных с обеспечением безопасности полетов при ОрВД (возникающих время от времени в отдельных регионах), невозможно путем только кадровых назначений и перестановок, что в большей степени является борьбой со следствием, а не с причинами.
Имеющиеся проблемы, последовательно формировавшиеся на протяжении многих лет, являются комплексными, т.е. включающими в себя несколько взаимозависимых аспектов или факторов. На некоторые из этих основных слагаемых неоднократно указывалось в публикациях на Портале и обращениях МОД «Аэронавигация Без Границ» в соответствующие органы.
Постскриптум:
Советский лозунг: «Профсоюз — кузница кадров», на отдельных госпредприятиях постсоветской России остался актуальным и по сей день. История ФПАД России — является этому ярким подтверждением.
Так, относительно ФПАД России (на заре создания Росаэронавигации и ФУП «Госкорпорация по ОрВД»), необходимо отметить следующее главное обстоятельство, определяющее переход профсоюзных лидеров, имеющих опыт организаторской и руководящей работы в службах управления воздушным движением из профактива, представляющего работников в административный корпус, представляющий работодателя.
Учреждение в 1989 году общественной организации авиадиспетчеров в СССР — России (ВААД ГА — ПАД — ФПАД), создание в 1991 вневедомственной Госаэронавигации СССР, впоследствии в 1992 году Росаэронавигации, а затем ФУП «Госкорпорация по ОВД» — это не просто совпадение, а в том числе и результаты деятельности, образованной в 1989 году профсоюзной организации авиадиспетчеров. Фактов, подтверждающих это, предостаточно.
В этой связи следует отметить, что создание новых структур — Росаэронавигации и ФУП «Госкорпорация по ОВД» сопровождалось назначением на руководящие должности высшего уровня управления этих структур, в т.ч. и профсоюзных лидеров, являвшихся инициаторами и разработчиками предложений, связанных с созданием, становлением и развитием вневедомственной ЕС ОрВД РФ и её хозяйственного механизма (впоследствии хозяйствующего субъекта), имевших при этом опыт руководящей работы.
Необходимо подчеркнуть, с учетом особенностей того времени (переходный период СССР — Россия) и ряда многих факторов, включающих в т.ч. основные — профильное образование, опыт работы и личные качества, именно предложения и инициативы отдельных профсоюзных лидеров, связанные с развитием ЕС ОрВД и её хозяйственного механизма ставились во главу угла при рассмотрении их назначений.
Важный аспект — ни один из профсоюзных лидеров того времени не занял чьё-то место. Назначение осуществлялось впервые, во вновь созданных структурах на соответствующие должности по направлениям их деятельности.
Результаты их работы на занимаемых в то время должностях востребованы в ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по настоящее время (на протяжении уже четверти века), что также имеет фактическое подтверждение.
Однако, складывается впечатление, что впоследствии, в большинстве случаев, назначение профсоюзных лидеров на должности в административном аппарате, представляющем работодателя, стало продуктом конструктивного взаимодействия профсоюзной «элиты» с представителем работодателя. При этом назначаемые, как правило, приходят на смену тем, кто ранее замещал эти должности, т.е. как говорят в народе: «идут по головам». Как-то это не по профсоюзному, не находите? Хотя, впечатление может быть и ошибочным.
Вместе с тем, «благодарность» и профсоюзу и работодателю за назначение может порождать эффект «Труффальдино» (из известного произведения «Слуга двух господ»), что в свою очередь может отразиться на эффективности и результативности их деятельности на занимаемых должностях.
К сожалению, как представляется, всё это в совокупности может являться также и одним из сопутствующих факторов снижения эффективности и, соответственно, конкурентоспособности предприятия.
Данное субъективное мнение (рассуждение) не дает каких-либо оценок происходящему — хорошо это или плохо, для кого или чего это хорошо или плохо. Оценивать, конечно же, следует только по результатам.
Критерии же оценки деятельности коммерческого ФГУПа, который уже практически на постоянной основе субсидируется государством, по сути с формированием бюджета предприятия исходя из затратного метода ценообразования предоставляемых услуг, тоже не вполне понятны.
А потому лозунг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: «Стать первым среди лучших поставщиков аэронавигационного обслуживания в мире!» выглядит настолько амбициозным, что многим кажется фантастическим уже не только в среднесрочной перспективе.
Однако, при желании, о достижении результата, заявленного в лозунге, можно объявить хоть завтра. Учитывая, что критериев оценки не существует, то откуда возьмутся основания для сомнений?
Экспертный совет МОД «Аэронавигация Без Границ», выражает уверенность, в том, что ЕС ОрВД РФ обладает огромным потенциалом, который, несомненно, в должной мере будет раскрыт вследствие завершения реформирования Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в целях создания Аэронавигационной системы Российской Федерации, что установлено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» и Распоряжениями Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р и от 27 ноября 2021 года № 3363-р, утвердившими Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, а также Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России, одобренной на заседании Правительства РФ 4 октября 2006 года.