МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Омский Центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
13 марта 1940 Приказ по Омскому аэропорту
 29.04.1996 — 01.05. 1996 Зарегистрирован Омский филиал (в настоящее время Омский центр ОВД) ГП по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация» (ныне филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).
1 декабря 1998 года Окончательное формирование Омского филиала, когда в его состав вошли специалисты УВД аэродромной зоны и работники базы ЭРТОС АООТ «Омский аэропорт».

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1988 — 1996 Димов Сергей Степанович Заместитель командира Омского авиапредприятия по УВД и ЭРТОС Подробнее >
1996 — 2006 Сергеев Юрий Владимирович Директор Омского филиала ГП по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация»
2006 — н/в Сергеев Юрий Владимирович Начальник Омского центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпрация по ОрВД»
1996 — 2018 Амшанников Евгений Михайлович Зам. директора Омского филиала, зам. нач. ЦОВД по ОВД
2018 — н/в Хромовских Дмитрий Олегович Зам. директора Омского филиала, зам. нач. ЦОВД по ОВД
1990 — 1996 Кардаш Василий Степанович Нач. БЭРТОС а/п Омск
08.1996 — 12.2020 Хабибулин Рафик Сабирович Зам. директора Омского филиала, зам. нач. ЦОВД по ЭРТОС
12.2020 -н/в Бичевой Сергей Михайлович Зам. начальника ЦОВД по ЭРТОС

О подразделении

КОНТАКТЫ:

Воспоминания работников

Омск. Аэропорт. 1958 г.

Прошло более четырех десятилетий и теперь многие подробности, а также людей вспомнить уже трудно.

Однако в 1929 г. в Омске был аэродром, хотя кругом была еще степь и несколько деревянных домишек, в одном из которых размещались службы и руководство аэропорта.

В те годы наши летчики, а их было не более десятка, летали на иностранных самолетах «Фоккер Ц-4». Летали только днем в двух направлениях от Омска на Свердловск и Новосибирск. В конце 1929 г. начались ночные полеты. Оборудование для обслуживания было довольно примитивным. Имелось 2 световых прожектора и 90 заградительных огней, которые мы в лучшем случае, возили на лошади и ставили на колеса сами.

В периоды весенней и осенней распутиц тогда не летали, и мы занимались ремонтом самолетов.

Коммунисты и комсомольцы, все работники своими руками сажали первые деревья, делали цветники, сооружали тротуары, благоустраивали территорию аэропорта.

Вспоминаю летчиков Молокова В.С., ставшего после спасения челюскинцев в 1934 г. Героем Советского Союза и Лункевича В.А. Авиамеханиками работали Лосев, Кислицин и Дикарев, помню также старшего авиамеханика Лобанова, старшего авиатехника Швецова и бригадира по ремонту самолетов Васильева.

В 1930 г. открылись первые полеты из Омска на север нашей области в Тару и Большеречье.

Начальником аэропорта в Омске в 1930 г. был Мезенцев В.В., погибший в 1931 г., а затем Ментюков.

Прошло несколько лет и у нас появились Отечественные самолеты Р-5, К-5, затем ПС-9 и АНТ-9, а также небесный тихоход ПО-2.

Росла техника, готовились и росли новые кадры, развивался и Омский аэропорт, один из старейших в Западной Сибири.

Июнь 1970 г. записано со слов Нагибина М.Ф.

 

Омский филиал (сейчас Омский центр ОВД)

Омский филиал ГП по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация» (ныне филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») был зарегистрирован 29 апреля 1996 года.

Первоначально в состав филиала вошли специалисты районного центра УВД, небольшое число специалистов службы ЭРТОС и административный аппарат.

Окончательно Омский филиал сформировался 1 декабря 1998 года, когда в его состав вошли специалисты УВД аэродромной зоны и работники базы ЭРТОС АООТ «Омский аэропорт».

Коллектив Центра ОВД с первого дня образования активно включился в процессы реконструкции и переоснащения объектов, замены оборудования, обустройства рабочих мест. За прошедшие пятнадцать лет произошли заметные перемены: введено в строй новое передовое оборудование УВД и оргтехника, значительно улучившие условия труда.

Введены в эксплуатацию новые радиолокационные станции, заработал диспетчерский тренажер. Но главная ценность предприятия – это кадры, коллектив Омского центра ОВД – это высокопрофессиональные специалисты, специально подготовленные и обеспечивающие безопасность движения воздушных судов.

Служба движения Омского центра ОВД

Служба движения Центра ОВД –  одна из основных служб гражданской авиации, от которой во многом зависит безопасность, регулярность и экономичность полетов. Организованная в мае 1996 года в процессе выделения службы управления воздушным движением из состава ОАО «Омский аэропорт» и присоединения ее к ГУДП «ЗапСибаэронавигация» –  поставила перед собой и успешно осуществляет все эти годы задачи по обеспечению безопасности полетов.

Первый диспетчерский пункт связи на перроне

Успешное решение этих задач во многом определяется деятельностью командно-руководящего состава службы по организации воздушного движения умело планирующим организационно-производственные процессы службы УВД.
Это, прежде всего начальник службы движения Амшанников Евгений Михайлович, начавший свою трудовую деятельность в гражданской авиации в 1977 году после окончания Рижского ЛТУ ГА.
Это и начальники районного центра Беляев Александр Николаевич и района аэродрома Рукавишников Владимир Иванович, руководители полетов: Даниленко Борис Анатольевич, Макаров Алексей Михайлович, Золотухин Олег Валерьевич, Воробьев Виктор Егорович.

Высокие организаторские и профессиональные качества, а также отличное знание нормативных документов и всех аспектов ОВД позволило им грамотно организовать работу службы движения, постоянно совершенствовать производственный процесс. Обеспечение безопасности воздушного движения в процессе выполнения интенсивных полетов в сложных условиях существенно зависит от уровня профессиональной подготовки, идейного политического сознания, организованности, дисциплинированности и личной гражданской ответственности за порученное дело специалистов службы движения.

Крушельницкий Д.Ф. в передвижном пункте связи

Важную роль в обеспечении слаженной работы дежурных смен службы движения играют старшие диспетчеры, имеющие достаточный практический опыт для своевременной координации действий диспетчеров, оказании при необходимости помощи в конкретной ситуации, сложившейся в зоне ответственности.
Высокий профессионализм, сплоченность коллектива позволила ему после пожара, произошедшего в помещении Омского РЦ ЕС ОрВД в 1998 году, не считаясь с личным временем и приложив максимум усилий, в короткие сроки восстановить поврежденное оборудование и имущество при этом, продолжая обеспечивать безопасность полетов.

22 октября 1998 года в результате короткого замыкания электропроводки в помещении военного сектора РЦ ЕС УВД Омского района возник очаг пожара, который распространился на весь второй этаж здания КДП. На протяжении 25 минут специалисты, осуществляющие непосредственное управление ВС, в объятом пламенем помещении, продолжали осуществлять руководство полетами.

Одновременно они оказывали практическую помощь прибывшим пожарным, ликвидировать пожар, оставаясь в помещении до выхода из строя всех средств УВД.

Срыва полетов в период пожара и после его ликвидации специалистами по управлению воздушным движением Омского Центра ОВД допущено не было, Омский РЦ ЕС ОрВД и РА был передислоцирован на резервное рабочее место.

Сегодня с поставленными перед коллективом задачами по обеспечению безопасности полетов отлично справляется персонал, насчитывающий в своем составе более восьмидесяти высококвалифицированных специалистов.

Для обслуживания международных полетов все специалисты службы движения имеют 4 «рабочий» уровень подготовки по шкале языковой компетенции ИКАО.

Макаров Алексей Михайлович свою трудовую деятельность начал в сентябре 1968 года в должности диспетчера РЦ после окончания Ульяновской ШВЛП. С первых дней работы зарекомендовал себя высококвалифицированным, дисциплинированным специалистом. Первый класс диспетчера службы движения присвоен 20.03.1974 г. Отличное знание всех аспектов работы, стремление к постоянному повышению профессионального уровня, заслуженный деловой авторитет позволили ему получить все допуски к работе, в том числе к ОВД на английском языке, пройти путь от рядового диспетчера и в 1980 году Алексей Михайлович был назначен руководителем полетов.

В Омском центре ОВД в должности РПРЦ с момента основания — 01.05.1996 г. Свой богатый профессиональный опыт постоянно передает молодым специалистам. В разное время им были подготовлены 5 руководителей полетов, более 10 диспетчеров с его помощью повысили класс диспетчера УВД и получили допуск к самостоятельной работе.

После пожара, произошедшего в помещении Омского РЦ ЕС ОрВД в 1998 году, был в числе тех, кто в срочном порядке, не считаясь с личным временем, организовывал рабочие места РЦ на базе диспетчерского тренажера, обеспечивал качественное ОВД в тяжелых эргономических условиях.

Профессиональное мастерство, умение свободно ориентироваться в различных аспектах профессиональной деятельности позволяли принимать эффективные решения и не раз выручали его коллег и подчиненных ему диспетчеров в сложной воздушной обстановке. Своим практическим опытом, знанием руководящих документов, регламентирующих ОВД Алексей Михайлович оказывает неоценимую помощь руководящему составу службы движения и Центра в организации профессиональной подготовки и поддержании квалификации персонала ОВД.

За многолетний труд он неоднократно поощрялся руководством предприятия, награждался почетными грамотами за достижения в труде и за высокие спортивные достижения. В 1999 г. был награжден нагрудным знаком «Отличник Воздушного транспорта».

Газета «Омская правда» № 33 (5877), 8 февраля 1957 года:

В Тарском аэропорту

Зимнее утро. Машина, выехав из Тары, покатила по ровной дороге на юг. Проходит несколько минут, и она остановилась у здания авиапорта. «Ну, вот и приехали» — улыбаясь, сказал водитель. Пассажиры с небольшими чемоданчиками, направляются в зал ожидания. Многие из них уже по дороге успевают познакомиться и узнать, кому с кем лететь.

В зале ожидания уютно и удобно. Бильярд первыми успели занять механик Пётр Илларионович Жеребятев и техник-строитель Дмитрий Григорьевич Свертохин, направляющийся на строительство в Васисский район.

Порка пассажиры вели беседу, в кабинете вели беседу, в кабинете начальника порта товарища Куренкова заканчивалось диспетчерское совещание. Лётчики, техники, служащие аэропорта расходятся по своим местам. В аэропорту начался трудовой день. Все нити управления портом перешли в диспетчерскую. «Подготовиться к встрече машины из Омска» даёт распоряжение диспетчер Андрей Иванович Телятников.

Через несколько минут приземлился самолёт, пилотируемый комсомольцем Щербина. Кроме пассажиров, самолёт доставил в Тару свежую почту. Из диспетчерской выходит старейший лётчик Василий Александрович Большанин: «Кто на Васисс? Прошу!». В диспетчерскую поступает требование: «В Тевризский район нужно срочно доставить кровь!». Через 15 минут санитарный самолёт поднимается в воздух, неся на крыльях помощь больному.

Небольшой коллектив Тарского авиапорта выполняет большую и почётную задачу. Он обслуживает 10 населённых пунктов в радиусе более 250 километров; доставляет пассажиров, почту, запчасти совхозам, МТС, предприятиям лесной промышленности, оказывает неоценимую услугу по срочной доставке больных в Омск и медицинских препаратов и врачей в таёжные районы.

На снимке:  Диспетчер Телятников Андрей Иванович. Текст и фото Г. Фадеева

Газета «Омская правда» № 155 (5999), 5 июля 1957 года:

Крылатый страж

Диспетчер Тарского аэропорта Телятников снял трубку телефона. Начальник отделения сибирской лесной охраны лесов давал распоряжение на вылет. Вскоре технический состав готовил машину АН-2 к полёту. Лётный состав поставлен в известность о времени вылета на патрулирование лесов. На аэродром прибыли лётчик-наблюдатель В. Щербаков, инструктор-парашютист Павленко и парашютисты В. Радионов и А. Жданов.

У каждого есть своё дело. Лётная вместе с экипажем уточняют маршрут полёта, пожарники проверяют готовность парашютов и ранцевых огнетушителей. Всё готово! Самолёт, управляемый командиром Ю. Щербиной, взлетает в воздух, делает контрольный круг над аэродромом и берёт курс на Муромцевский лесхоз. Высота полёта 600 метров, видимость хорошая. Экипаж внимательно следит за местностью, проплывающей под крыльями самолёта. Людям, находившимся сейчас в самолёте, нельзя оставить без внимания даже маленький дымок в лесу. Серьёзно следят авиаторы и за санитарным состоянием леса. По изреженности, изменению окраски деревьев они обнаруживают лесных вредителей, не менее опасных, чем огонь. Обо всём замеченным экипаж сообщает сразу по радио руководителям лесхозов.

Самолёт идёт третий час над лесами Омской области. Позади остались участки Муромцевского, Седельниковского и Васисского лесхозов. «Всё в порядке!» — говорит второй пилот Муртазин.

Машина берёт обратный курс. Пролетев несколько минут, лётнаб заметил в районе Ново-Васильевки Знаменского района, дымок, который при приближении увеличивался. И вот под самолётом огонь. Медлить нельзя. Лётнаб Щербаков связывается по радио с Знаменским лесхозом, и сообщил о пожаре, выбрал площадку и определил направление ветра для выбрасывания парашютистов.

В пассажирском салоне загорелась жёлтая лампочка «приготовиться». Миг и пилот включил зелёную лампочку «пошёл». Через несколько секунд в воздухе раскрылись три купола парашютов. Лётчик начал снижаться, следя за пожарниками. Они искусно приземлились и вступили в поединок с огнём при помощи ранцевых огнетушителей. Смело действуя, парашютисты-пожарники потушили пламя.

Ежедневно с Тарского и Усть-Ишимского аэродромов вылетают самолёты на охрану лесных богатств области. (Стр. 4)

На снимке (слева направо): Ю. Щербина – командир самолёта. Мурзин – второй пилот, В. Щербаков – лётнаб, В. Радионов, А. Жданов – парашютисты, Павленко – инструктор перед вылетом. Текст и фото Н. Дужия

Газета «Омская правда» № 171 (6932), 20 июля 1960 года:

Смена, которой руководит П.И. Пятков, является одной из лучших в службе движения Омского аэропорта. Ей недавно присвоено почётное звание коллектива коммунистического труда. Немало замечательных тружеников в смене и среди них старший диспетчер районного диспетчерского пункта И.И. Жаров. Он отлично руководит полётами самолётов, и свой богатый опыт передаёт рядовым диспетчерам. Недавно в коллектив пришёл работать Н.С. Каштанов, демобилизовавшийся из военно-воздушных сил. Старший диспетчер помогает ему быстрее освоить новое дело.

На снимке (слева направо): Жаров И.И. и Каштанов Н.С. Фото Г. Попова

 

Служба ЭРТОС Омского центра ОВД

Служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) организована в мае 1996 года, первоначально в ее состав входили четыре объекта – командно-диспетчерский пункт (КДП), обзорный радиолокатор трассовый (ОРЛ-Т), отдельная приводная радиостанция на трассе (ОПРС) и радиобюро с общей численностью около тридцати человек. Основное назначение объектов было обеспечение радиотехническими средствами для осуществления управления воздушным движением на трассах. В настоящее время в службу ЭРТОС входит восемь радиотехнических объектов и два отдела.

История. Здание ПРЦ

С 1999 года в службе ЭРТОС начинается обновление радиотехнического оборудования объектов. Происходит качественное изменение ее состава на основе внедрения новых цифровых технологий. Так в 1999 году был модернизирован до уровня радиолокатора 1Л118 трассовый радиолокатор 1РЛ139-2. В состав модернизированной станции входит пульт технического контроля и аппаратура цифровой обработки радиолокационной информации ВИП-118, что позволило транслировать радиолокационный сигнал через модем по линиям связи.

Следующим шагом в модернизации оборудования службы ЭРТОС было внедрение в Омском центре ОВД в 2001 году комплекса средств автоматизации управления воздушным движением «Альфа» разработки ООО «НИТА». Внедрение КСА УВД «Альфа» позволило сделать качественный рывок, как в системах отображения радиолокационной информации, так и в системах планирования, передачи и хранения полетной информации.  Значительным шагом в совершенствовании систем радиолокационного наблюдения был ввод в эксплуатацию в Омском центре в 2002 году моноимпульсного вторичного радиолокатора МВРЛ «Крона», отвечающего всем требованиям норм ИКАО и обеспечивающего высокое качество представляемой информации на основе полного цикла машинной обработки радиолокационных данных.

В период с 2003 по 2013 годы продолжалась работа по основательной модернизации и замене средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов. Так в 2003 году заменен аэродромный радиолокатор ДРЛ-7СМ на АОРЛ-85К, в 2004 году началась замена устаревших и отработавших свой ресурс радиостанций типа «Полет-2» на радиостанции серии «Фазан». В 2006 году замена системы посадки СП-75 на СП-80М в 2008 году введены в строй изделия серии «Фазан».

С целью расширения зоны ОВЧ-связи на телецентрах Омска и Тара, установлены радиостанции с размещением антенных систем на высоте 100 метров, что позволило качественно улучшить управление воздушным движением на местных воздушных линиях.

Существенным моментом в изменении деятельности службы ЭРТОС стало создание укрупненного Новосибирского центра ОВД. Сделана большая работа по передаче радиолокационной и радиопеленгационной информации в НЦ ОВД, по организации дистанционного управления радиостанциями и оперативной связи между службами движения на основе внедрения оборудования «Мост-АС».

Параллельно с внедрением новой техники идет постоянная работа по обучению личного состава службы ЭРТОС. Новая техника предъявляет повышенные требования к знаниям и практическим навыкам личного состава. Поддержание на должном уровне технических знаний персонала является залогом безотказной работы внедряемой техники.

Объекты службы ЭРТОС Омского центра ОВД в полной мере отвечают современным требованиям и нормам ИКАО, что подтверждается выданными на объекты сертификатами соответствия.

Целенаправленная работа по замене оборудования, внедрение современных информационных технологий обеспечивает высокую надежность ее функционирования, гибкость по переориентации потоков передачи данных, позволяющих оптимизировать структуру управления воздушным движением и ее безопасность.

Газета «Омская правда» № 25 (6786), 30 января 1960 года:

Уши и глаза аэродрома

Самолёт «Украина» в воздухе. Он идёт из Москвы в Омск. Пассажиры, разместившись в удобных салонах, и не знают, что за их благополучным полётом следят сотни людей, и в частности радисты, обеспечивающие связь между экипажем и службой движения аэропортов. Как раз в то время, когда самолёт поднялся с Московского аэродрома и взял курс на Омск, мне довелось присутствовать в РДС – районной диспетчерской службе. Вот у стойки канала дальней связи сосредоточилась радиооператор Николаева Вера Филипповна. Она передаёт метеосводку и следит за продвижением воздушного лайнера. Посылки в эфир у Николаевой В.Ф. всегда чёткие. Экипаж воздушного корабля регулярно получает все необходимые данные о продвижении на трассе.

Инженер Ю. Кузнецов проверяет антенное устройство радиолокатора

Быстро идёт время. И «Украина» входит в зону РДС. Здесь в работу включается диспетчер Василий Долгашов. Он полностью берёт на себя руководство дальнейшим следованием самолёта вплоть до зоны аэродромной диспетчерской службы (АДС). Диспетчер Долгашов сообщает радиооператору Горожановой Зое Ивановне условия полёта в данном районе, и она уже внимательно ведёт радиообмен с экипажем.

За Горожановой закрепилась слава хорошего радиста. На каком бы канале она не работала, люди всегда остаются довольны ею. Николаева и Горожанова трудятся в смене Риммы Потаповой, которая сейчас несёт вахту. Это одна из передовых смен радиобюро Омского аэропорта. Работают здесь люди, в совершенстве знающие дело. Все они под стать своему руководителю. Вот взять хотя бы радиста второго класса Морозову Марию Михайловну. Она отлично овладела и второй специальностью – телетайписта, учится в 10-м классе школы рабочей молодёжи. Рядом с ней сейчас несёт почётную вахту контролёр Пленокос Галина Хрисанфовна. Дружный и работоспособный коллектив этой смены борется за звание коллектива коммунистического труда.

В радиобюро добрым словом всегда вспоминают и техников Кириллова М. и Глушака В., начальника радиоцентра Бочарова М. Коллектив, возглавляемый товарищем Бочаровым, удостоен почётного звания – коммунистического. В этом коллективе отлично трудится старший радиотехник Рыженков В.

Пока мы знакомились с работой радиобюро, самолёт уже вошёл в зону АДС. Внимательно следят за лайнером и чётко ведут с ним радиообмен диспетчера АДС и командно-диспетчерского пункта Карелин Н. и Пичугин И. Они быстро ориентируются в воздушной обстановке и дают экипажу указания об условиях захода на посадку. Посадка самолёта, и особенно в плохих условиях, очень ответственное дело. «Разрешите посадку» — доносится с самолёта. «Разрешаю!». «Понял вас!». И громадная серебристая птица заходит на посадку. В это время включены все средства привода и посадки воздушного корабля. Теперь руководство посадкой машины переходит к одному человеку – диспетчеру стартового диспетчерского пункта Чекваскину В. Он сосредоточенно следит за экранами радиолокаторов и показаниями курсоглиссадных маяков. Всё идёт нормально. АН-10 плавно опускается на посадочную полосу. Проходит несколько минут, и он уже рулит к аэровокзалу.

То, с чем мы познакомили читателя, всего лишь маленькая частица огромной и напряжённой работы, которую изо дня в день ведут связисты Омского аэропорта.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.