Уважаемые коллеги, поздравляю всех с 50-летним юбилеем создания Межведомственной комиссии Единой системы управления воздушным движением Советского Союза — ЕС ОрВД Российской Федерации!
Вместе с тем, мне стыдно за то, что ни на одном из официальных информационных каналов руководящего органа Единой системы ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» об этом исторически значимом в масштабе страны событии не было сказано ни слова! Возможно это и есть один из показателей патриотизма в ЕС ОрВД РФ?
21 июня 2023 года вышло Распоряжение Председателя Правительства РФ № 1630-р «Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года» >>
К сожалению, в нём нет ничего о Межведомственном взаимодействии, в т.ч. между ЕС ОрВД РФ и силовыми структурами, и это при том, что страна в настоящее время теряет миллиарды рублей из-за временных ограничений (закрытия) своего воздушного пространства.
Примерно в 60 регионах России небо закрыто для полетов беспилотников. В этой связи всё чаще и чаще раздаются голоса о соразмерности предпринятых шагов >>
Что это если несогласованность в действиях или отсутствие необходимой координации на соответствующих уровнях управления в ЕС ОрВД РФ?
Причина же, как мне видится, в том числе и в последствиях, связанных с разрушением Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением!
26 июля 2004 года Постановлением Правительства РФ № 380 (в то время под председательством Михаила Касьянова) была прекращена деятельность Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, а 6 октября 2006 года Директивой Минобороны от 06.10.2006 г. № 80 — начато расформирование военных секторов центров Единой системы ОрВД РФ!
Уверен, история и соответствующие органы разберутся с разрушителями стратегической системы призванной отвечать требованиям национальной безопасности.
Если не вернёмся к Межведомственному взаимодействию, прежде всего с силовыми структурами, в рамках Единой (военно-гражданской) системы ОрВД РФ — проиграем во многом!
Единая (военно-гражданская) система управления воздушным движением, которая существовала когда-то, всегда обеспечивала компромисс между обороной страны и применением авиации в народном хозяйстве. Сегодня, когда нам нужно одновременно решать и проблемы национальной безопасности, и поддержания нашей экономики, этот опыт особенно важен. Его необходимо использовать!
Приведу пример. В 1980 году приказом Министра гражданской авиации СССР, согласованным с Главкомом ВВС, я был назначен первым начальником гражданского сектора Главного центра ЕС УВД СССР. Он располагался в здании МГА СССР. Моим коллегой был начальник военного сектора — Герой Советского Союза генерал Борис Заворызгин. Это была захватывающая, интересная и очень важная для страны работа. В первую очередь, благодаря отличному взаимодействию двух министерств — Министерства обороны и МГА СССР.
Шла холодная война. Минобороны проводило большое количество учений. И мое «крещение» началось как раз в момент, когда военный сектор Главного центра попросил согласовать так называемый «временный режим» по закрытию большого объема воздушного пространства в Московской воздушной зоне. Предусматривалась отработка перехватов вражеских целей истребительной авиацией. В том числе на международных воздушных трассах и в районах аэродромов Внуково, Шереметьево, Домодедово, Быково.
Постановка активных и пассивных радиолокационных помех планировалась в период проведения сложнейших государственных испытаний Московской аэроузловой и трассовой автоматизированных систем управления воздушным движением, это могло повлиять на безопасность полетов.
Получив из управления экономики и финансов МГА ССР расчеты об экономических потерях (языком экономистов — упущенная прибыль) из-за сбоев Центрального расписания движения самолетов, я доложил о ситуации Министру гражданской авиации Борису Бугаеву. Внимательно выслушав доклад, он спросил: «Возможен ли компромисс?»
Да, возможен. И такие предложения в моей докладной были. Во-первых, аэродром Шереметьево и две главных международных трассы (Транссибирскую и Трансазиатскую) не закрывать, чтобы не нарушать межправительственные Соглашения. Во-вторых, разрешить закрыть аэродромы только в ночное время. И не более чем на три часа. В-третьих, приостановить проведение госиспытаний на период постановки военными радиолокационных помех.
Имея перед собой эту докладную записку, Борис Бугаев позвонил по «первой кремлевке» Министру обороны Дмитрию Устинову. Уже на следующий день в Главный центр ЕС УВД прибыли представители Генштаба, ВВС и ПВО. Компромисс устроил всех. В последующем мы всегда находили взаимоприемлемые решения, чтобы и боеготовность вооруженных сил была на высоте и народное хозяйство не несло убытки.
К сожалению, Единой (военно-гражданской) системы УВД по факту сегодня нет. Она была ликвидирована, как и Межведомственная комиссия ЕС ОрВД РФ. Все это позволяет вмешиваться в Порядок использования воздушного пространства страны при отсутствии должного уровня координации и контроля, с учетом складывающейся и прогнозируемой ситуации.
Несколько дней назад Первый заместитель Председателя Правительства РФ поручил: принять необходимые решения в части, касающейся создания на базе Госкорпорации Единого государственного оператора, обеспечивающего условия для эксплуатации БАС, к функциям которого будет относиться внедрение требований к инфраструктуре для их эксплуатации.
Это, безусловно, очень важное и правильное решение, но без создания Центральной межведомственной комиссии, в состав которой должны входить уполномоченные представители Правительства, Минобороны, Минтранса, Росавиации, Госкорпорации по ОрВД, Роскосмоса, Росгвардии, ФСБ, МВД и других заинтересованных ведомств, всех накопившихся проблем не решить. Соответствующие комиссии должны быть и на зональном (региональном) уровнях.
Повторю: чёткая отлаженная система координации и контроля существовала в СССР. И она себя полностью оправдывала.
Валерий Шелковников
ветеран Единой (военно-гражданской) ЕС УВД, член Экспертного совета в области гражданской авиации при Росавиации, президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», Почётный председатель Общественного Совета, председатель Совета ветеранов аэронавигации России Международного общественного движения«Аэронавигация Без Границ».