МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
А БАБА ЯГА ПРОТИВ! Продолжение… Автор: admin 14.11.2021 г.

Предыдущая часть, смотри здесь >>

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Прежде, чем перейти непосредственно к продолжению, считаем необходимым поделиться своим мнением, связанным с отдельными факторами, влияющими на оценку морально-психологической обстановки в ЕС ОрВД РФ, которые проявились в связи с инициативой ветеранов Аэронавигации России об установлении профессионального праздника — День работников Аэронавигации России.

Следует отметить, что инициатива установления памятной даты исходит от более чем 100 авторитетных профессионалов, заслуженных ветеранов Аэронавигации России – инициаторов обращения к Президенту РФ, в числе которых также практически все ныне здравствующие руководители первых Росаэронавигаций и Госкорпорации по ОВД, все они из авиадиспетчеров, военных специалистов по ИВП и инженеров служб ЭРТОС, все они имеют высокие государственные и ведомственные награды, в том числе за оказание помощи экипажам ВС в сложных ситуациях (фактически спасших сотни человеческих жизней).

МОД «Аэронавигация Без Границ» не обращалось за поддержкой данной инициативы к работникам Аэронавигации России, все поступающие письма от работников, ветеранов и подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — это исключительно результат самосознания, т.е. понимания человеком — работником, специалистом и руководителем отношения к самому себе и коллегам — сути собственной личности, осознание своего места в ЕС ОрВД РФ и мировом профессиональном аэронавигационном сообществе.

При этом есть и такое:

1. Поразила позиция отдельных представителей руководства подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», у которых сами ветераны этих подразделений поинтересовались их мнением относительно общественной инициативы о празднике. В личном разговоре все они поддерживают инициативу и, конечно, дату 16 февраля  — День ЕС УВД,  в честь которой у многих из них имеются соответствующие награды и почетные грамоты. Однако на вопрос, связанный с публичным выражением этого мнения, ответ примерно такой: «Публично я свое личное мнение не стану выражать даже в отношении Указа Президента РФ или Постановления Правительства РФ пока не пойму отношения к этому своего непосредственного начальства!». Напомним, 16 февраля — это дата принятия в 1973 году исторического для ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ Постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации» (Россия — правопреемник СССР). Дата почитаемая всеми специалистами ЕС ОрВД РФ .
О «пришельцах» же, которые прибыли из других сфер деятельности и назначены на соответствующие должности в ЕС ОрВД речь вообще не идет, ведь большинство из них, ничего кроме должностного положения и размера зарплаты  с Аэронавигационной системой не связывает, а потому, складывается впечатление, что им всё «параллельно». Их менторский тон в общении с профессионалами уже оценили многие.

Радует то, что таких руководителей в ЕС ОрВД РФ пока меньшинство. При этом вселяет надежду и тот факт, что ни руководящий орган ЕС ОрВД РФ, ни руководство ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не вмешиваются в процесс выражения мнения по данному вопросу. Во всяком случае факты оказания какого-либо давления отсутствуют.

Однако, страх перед последствиями, связанными с выражением собственного мнения, которое может не совпасть с мнением руководства — это очень тревожный фактор в ЕС ОрВД РФ, главная цель которой — обеспечение безопасности полетов (не только гражданской авиации).

2. Относительно мнения отдельных представителей руководства профсоюза, необходимо отметить следующее.
В качестве примеров:
— за всю историю Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) сторона общероссийских объединений профсоюзов ни разу не выступила против установления профессиональных праздников;
—  короткий, но достаточно показательный публичный диалог с одним из лидеров ФПАД России, что называется без комментариев, смотри здесь >>
(ссылка,  на распоряжение Правительства по поручению Президента РФ, которая приводится в конце этого диалога, здесь >>);
— в новой истории имеются прецеденты, когда лидеры профсоюза обращаются в соответствующие государственные органы с жалобами на своих коллег из других профсоюзов, оказывается и это уже считается нормой.

P.S. Когда кто-то, перефразируя известное выражение «В Единстве — наша сила!», говорит, что профсоюз — это сила, он заблуждаясь сам, вводит в заблуждение и окружающих, сила — это люди, а профсоюз это инструмент для приложения (организации) этой силы в целях реализации профессиональных интересов этих людей (категорий работников — членов профсоюза). Эффективность использования данного инструмента в указанных целях во многом зависит от руководства профсоюза. Результат — это или «пар в гудок» или конкретные достижения в социально-трудовой сфере, которые сопровождают работника, как на протяжении его трудовой деятельности, так и после выхода на пенсию.
В качестве основной оценки — это статистика количества членов профсоюза — работников основной профессии.

Нарратив «Я — это и есть профсоюз, а моё мнение — это мнение профсоюза», на фоне изъятия более 20 лет назад из Устава ФПАД России основополагающей демократической нормы, которая была введена с момента создания Всесоюзной ассоциации — профсоюза авиационных диспетчеров, связанной с ограничением сроков нахождения на избранных должностях в руководящих органах профсоюза, — весьма тревожен.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ СТАТЬИ

Продолжение состоит из 3 частей:

— первая – это ответ на вопрос, почему ветераны обратились с просьбой о содействии именно к Президенту РФ Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами;
— вторая часть посвящена правовому обоснованию общественной инициативы;
третья, без которой никак не получается обойтись, в связи с безосновательной позицией, изложенной в ответе Минтранса России, будет содержать аргументы, связанные с двумя первыми частями.
Третья часть может показаться эмоциональной, так как это скорее уже попытка «достучаться» хотя-бы до понимания о необходимости диалога.

ЧАСТЬ 1.

По нашему мнению, решение данного вопроса является прерогативой именно Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, по следующим основаниям:

16 февраля 1973 года принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации». С этого момента начался новый качественный этап в становлении и развитии системы Управления Воздушным Движением (УВД), на котором Министерство обороны и Министерство гражданской авиации совместно с другими заинтересованными ведомствами от общих разговоров перешли к действиям, связанным с непосредственным её созданием. Постановлением  предписывалось: «Принять предложения Министерства обороны и Министерства гражданской авиации о создании в 1973-1980 гг. Единой системы управления воздушным движением гражданской и военной авиации, отвечающей требованиям мирного и военного времени…»;

— Постановлением Совета Министров СССР от 30.04.1990 г. № 430 «О дальнейшем совершенствовании Единой системы УВД СССР» принято решение образовать Государственную комиссию по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Совете Министров СССР (Госаэронавигация СССР), возложив на нее решение организационных вопросов по совершенствованию ЕС УВД СССР путем перехода от ведомственных принципов ее формирования и функционирования к вневедомственным, а в последующем — практическое руководство указанной системой. Госаэронавигация СССР была включена в состав комплекса оборонных отраслей промышленности, с полномочиями по координации ИВП всеми министерствами и ведомствами СССР и УВД над территорией страны и в международном ВП, где ответственность за безопасность воздушного движения несет СССР;

Указом Президента СССР от 04.04.91 г. № УП-1766 было дано поручение возложить ответственность в СССР за организацию использования воздушного пространства на Государственную комиссию по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением СССР при Кабинете Министров СССР (Госаэронавигацию СССР);

— Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27.02.1992 г. № 200 «О комиссии по ИВП и УВД при Правительстве РФ» была создана Росаэронавигация при Правительстве РФ (правопреемник Госаэронавигация СССР);

Указом Президента РФ В.В. Путина от 05.09.2005 г. № 1049 создана Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация). Постановлением Правительства РФ от 30.03.2006 г. № 173 Росаэронавигация была определена руководящим органом Единой системы организации воздушного движения;

4 декабря 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон №332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка использования воздушного пространства». Данным нормативным правовым актом государственное регулирование ИВП было возложено на один уполномоченный орган в области использования воздушного пространства Российской Федерации — Росаэронавигацию. Создан механизм регулирования однофрагментной Единой (т.е. военно-гражданской) системой организации воздушного движения Российской Федерации;

2010. В аэропорту города Минеральные воды

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2007 № 1974-р «О Концепции федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2015 годы)», установлено, что модернизация ЕС ОрВД должна обеспечить поэтапный переход к новой организационно-функциональной структуре (Аэронавигационной системе России) с едиными гражданско-военными органами организации ИВП и АНО пользователей;

— Аэронавигационная система России, имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» внесено в Перечень стратегических предприятий и АО, утверждённый Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года № 1009;

в ЕС УВД СССР  — Аэронавигации России всегда трудилось большое количество офицеров ВВС (в т.ч. и высшего командного состава от генералов до Маршала, первый руководитель Госаэронавигации СССР — это Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза А.Н. Ефимов), после 2007 года, в связи с объединением военной и гражданской составляющих ЕС ОрВД РФ, офицеры ВВС (военные секторы ЕС УВД) продолжили свою работу в подразделениях Госкорпорации по ОрВД, не секрет, что день работников транспорта или гражданской авиации для них не тот праздник, который они отмечают за столом;

— Минтранс России, как и Росавиация являются одними из двух десятков федеральных министерств, агентств и служб, являющихся пользователями воздушного пространства Российской Федерации;

— а также по ряду других оснований, связанных с обеспечением национальной безопасности, являющиеся сведениями, не подлежащими распространению.

ЧАСТЬ 2.

Правовое обоснование общественной инициативы

Во исполнение Указа Президента РФ от 31.07. 2013 г. № 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников», постановлением Правительства РФ от 13.11. 2013 г. № 1016 утверждены Правила установления профессиональных праздников (см., здесь >>), содержащие исчерпывающий перечень критериев относительно принятия решения об их установлении, а именно:

Пункт 2 Правил. Федеральный орган исполнительной власти либо иной федеральный государственный орган при принятии решения об установлении профессионального праздника руководствуется одним из следующих критериев:

— вид экономической деятельности указан в соответствии с разделом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
— сфера деятельности указана в соответствии с подгруппой или малой группой занятий Общероссийского классификатора занятий либо укрупненной группой специальностей и направлений подготовки или направлениями подготовки Общероссийского классификатора специальностей по образованию;

Примечание: Общественная инициатива Ветеранов Аэронавигации России полностью соответствует указанным критериям, — ОКВЭД (52.23, 52.23.12, а также деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности 84.22) и ОКСО (например, коды 160501 и 160505).

— наличие установленного почётного звания Российской Федерации в соответствующем виде экономической деятельности или сфере деятельности;

Примечание: Общественная инициатива полностью соответствует данному критерию,  — приказ Министерства транспорта РФ от 30.09.2016 г. № 285. Приложение № 15 Положение о нагрудном знаке «Почётный работник аэронавигации России«.

Профессиональный праздник может быть установлен по истечении не менее 15 лет со дня включения определенного вида экономической деятельности или сферы деятельности в соответствующий классификатор.

Примечание: Общественная инициатива полностью соответствует данному критерию.

Следовательно, Общественная инициатива об установлении профессионального праздника — День работников Аэронавигации России соответствует не одному, а всем критериям предусмотренным Правилами.


ЧАСТЬ 3.

Не всё так просто.

Мы все уверены, что живем в правовом государстве, но наблюдая, как трактуются и исполняются законы и подзаконные нормативные правовые акты отдельными государственными чиновниками, иногда приходят сомнения, связанные с периодически возникающим вопросом, для кого эти законы принимаются — только для определенной категории или для всех граждан, включая элиту? 

Так, Директор Административного аппарата Министерства транспорта Российской Федерации К.А. Пашков, высокообразованный человек, имеющий научную степень доктора медицинских наук, окончивший с отличием Московский государственный медико-стоматологический университет, в ответе на  коллективное обращение (инициативу) ветеранов Аэронавигации России (основанное на вышеуказанных нормативных правовых актах), сообщил, что Министерство транспорта Российской Федерации полагает учреждение дополнительного профессионального праздника для работников Аэронавигации России не целесообразным,

по следующим основаниям:

— в Российской Федерации существуют исторически сложившиеся отраслевые профессиональные праздники работников морского и речного, воздушного железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;
— логисты, специалисты по мультимодальным перевозкам, а также чиновники органов государственного надзора на транспорте ещё не имеют своего профессионального  праздника;

— в Министерстве транспорта уже есть праздник, который сплотил многомилионные коллективы транспортников, создал мотивацию к труду, поднял на новый уровень профориентацию и патриотическое воспитание подрастающего поколения – это День работников транспорта!

В этой связи можно предположить, что для отдельных чиновников Минтранса России Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ носят рекомендательный характер или они их вообще не читают, иначе как понимать такой ответ, который полностью противоречит ряду нормативных правовых актов?

Из ответа следует, что в Минтрансе не знают, что в Аэронавигации России, кроме представителей основных профессий (авиадиспетчеры и специалисты ЭРТОС), работают и другие специалисты по ОрВД, обеспечению безопасности производственной деятельности и объектов ЕС ОрВД, а также иные работники соответствующего уровня квалификации, включая вспомогательный и обслуживающий персонал, которые вносят значительный вклад в развитие Аэронавигации России, в том числе это экономисты, юристы, логисты, медицинский персонал, водители, операторы, слесари и др. Кстати, большинство из указанных Минтрансом категорий работников, трудящихся в различных сферах деятельности экономики, имеют официально установленные профессиональные праздники.

На законную же просьбу (инициативу) ветеранов Аэронавигации России – инициаторов обращения, Минтранс России отвечает в стиле пропагандистского лозунга советского периода об уже установленном Дне работников транспорта.

Ничего не имеем против этого праздника, полностью его поддерживаем, при этом возникает вопрос, а чем он отличается, например, от Дня солидарности трудящихся — 1 мая, только отраслевой принадлежностью?

Полагаем, что если профессиональный праздник не отмечается за столом в кругу профессионалов (коллег, сослуживцев), то, скорее всего это не совсем профессиональный праздник.

Представляется, что если бы чиновник Минтранса вышел на улицу, проехал бы на общественном транспорте, например, до ж/д вокзала, речного вокзала или аэропорта и спросил бы сначала у водителя автобуса, а потом и у других работников, какого числа празднуется День работников транспорта, сомневаемся, что кто-то из них смог бы назвать дату, не говоря уже об историческом значении этого праздника для их профессии.

Изучив ответ Минтранса России, с удивлением узнаём, что пока ЕС ОрВД РФ «моталась, то вверх, то вниз в административной иерархии» в других сферах деятельности с профессиональными праздниками всё уже сложилось исторически, а вот Аэронавигаторы, ну, как-то не успели, зато теперь они в Минтрансе и это должно их радовать, т.к. все транспортники теперь едины – все в одном цвете, так что: «Давай до свидания, с отдельным профессиональным праздником».

Ветеранов — очевидцев большого количества реорганизаций  также, удивляет самоуверенность чиновника Минтранса в том, что все административные реформы в стране завершены окончательно и бесповоротно. Как говорят в народе: «Не зарекайся!»

Ведь настанет же время когда не только эффективные менеджеры, но и профессионалы в руководстве (по соответствующим направлениям деятельности) снова будут востребованы? В гражданской авиации до сих пор вспоминают слова представителя Минтранса, который шасси самолета называл колесной парой. А кто сейчас в Минтрансе курирует не в общем гражданскую авиацию, а конкретно вопросы, связанные с ЕС ОрВД РФ? Этот, как представляется, неизвестный в аэронавигационном сообществе чиновник когда-то самостоятельно управлял воздушным движением или держал в руках паяльник в качестве представителя основной профессии, может быть он имеет опыт научной деятельности или работы во вспомогательном персонале ЕС ОрВД РФ?

Накануне 20 октября (т.е. не прошло и месяца), Министр транспорта России официально (правительственной телеграммой) поздравил всех с Международным днём авиадиспетчера! Что это и как это понимать? Или это другое?
То ведь иностранный профессиональный праздник, приуроченный ко дню создания в Амстердаме в 1961 году Международной федерации профсоюзов (ассоциаций) авиадиспетчеров, в которую в 1993 году вступил российский профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) и это правильно, а вот про установление своего отечественного профессионального праздника для работников Аэронавигации России —  забудьте, зачем он вам в Минтрансе? Так это нужно понимать? Очень патриотично, прямо чувствуется, как это сплачивает коллективы Аэронавигации России, создаёт мотивацию к труду, поднимает на новый уровень профориентацию и патриотическое воспитание подрастающего поколения!
При этом 12 ноября был аналогичный международный праздник – день работников ЭРТОС, приуроченный ко дню создания в 1971 году в Брюсселе Международной федерации профсоюзов (ассоциаций) электроники безопасности воздушного движения (IFATSEA), в которую в 2002 году вступил российский профсоюз работников ЭРТОС (ПАРРИС). Однако специалистов ЭРТОС Министр транспорта почему-то публично не поздравил, где логика?

Ветераны же Аэронавигации России предлагают установить
Объединяющий Отечественный профессиональный праздник для всех работников Аэронавигации России,
который непосредственно связан с историей ЕС ОрВД РФ!

Следует отметить, что в адрес Минтранса России  общественная инициатива была направленна с просьбой о рассмотрении данного вопроса на экспертном уровне в соответствующей рабочей группе, созданной руководящим органом ЕС ОрВД РФ с целью открытого обсуждения и принятия решения относительно предлагаемых в этой связи исторически значимых для Аэронавигационной системы России памятных дат.

Однако представители Минтранса уклонились от такого диалога, почему?

Есть 2 варианта: или они считают всех тех, кто к ним обратился с указанной общественной инициативой не достойными своего внимания или же банально опасаются в процессе диалога продемонстрировать уровень своей профессиональной квалификации, знаний истории системы которой руководят и законодательства в соответствующей сфере.

Возможно, мы ошибаемся с выводами, но сделать другие не представляется возможным по причине отсутствия взаимодействия по данному вопросу.

В завершение этой статьи ещё раз повторим слова из предыдущей 

Памятный день, который чествуется в ЕС УВД — ЕС ОрВД уже не одно десятилетние был и всегда останется общим — объединяющим праздником для всех работников Аэронавигации России, вне зависимости от того будет или нет принято решение о его «официализации»!

Цена вопроса «официализации» этой объединяющей памятной даты истории России в качестве профессионального праздника всех работников Аэронавигации России   в денежном выражении равна стоимости чернил для подписи,
МОРАЛЬНАЯ ЖЕ СОСТОВЛЯЮЩАЯ ЭТОГО РЕШЕНИЯ БЕСЦЕННА!

Возможно, что многих ветеранов к тому времени уже не будет, но все они уверены в том, что официальный День работников Аэронавигации России установлен будет!

16 февраля 2023 года аэронавигационное сообщество России будет отмечать 50-летие этого значимого исторического события.

Основываясь на поддержке из регионов, выражаем уверенность в том, что решение  об установлении на государственном уровне  профессионального праздника — День работников Аэронавигации России будет с воодушевлением и благодарностью воспринято ветеранами как гражданской, так и военной составляющей ЕС УВД СССР – ЕС ОрВД РФ, работниками, партнерами и друзьями Аэронавигационной системы России.

В связи с изложенным Ветераны Аэронавигации России направят Коллективное обращение к Президенту России с дополнительными основаниями и аргументами относительно позиции Минтранса России и рассмотрения на соответствующем уровне данной общественной инициативы в установленном законодательством порядке.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.