МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Форс-мажор в трудовых отношениях? Автор: admin 03.08.2021 г.

Обращение представителей работников и работодателя к коллективу ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»


Комментарий членов Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ»

Так повелось, что август традиционно  является коварным месяцем для экономики и возможно, что неприятные сюрпризы уже на «старте» или же, наоборот, в этом году всё обойдется?

В июле 2021 года представители работников (ФПАД России) и работодателя (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») поочередно обратились к работникам предприятия с информацией о положении дел и поделились своим видением перспектив.

Обращение ФПАД России, см. здесь >
Обращение руководства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», см. здесь >

Настораживает, что Обращение не совместное. Полагаем, что в  сложные времена многим работникам хотелось бы, чтобы позиция руководства предприятия и профсоюзов была единой, т.е. сбалансированной, учитывая, что в предыдущие годы стабильного развития и финансового благополучия предприятия между представителями работников и работодателя не было серьёзных разногласий. Все вопросы, касающиеся социального партнерства уже почти на протяжении 10 лет решались вместе и конструктивно, что подтверждается и протоколами совместных совещаний и документами, подписанными сторонами.

Но случилось то, чего во всём мире никто не ожидал — COVID-19!

С этой бедой пришло время испытаний, в том числе и социального партнерства.

В обоих обращениях звучит настороженность, при этом выход из сложившегося положения, как следует из обращений, стороны видят по-разному:

— представители работников во вступлении всех в профсоюз;
— представители работодателя в том, что только вместе можно преодолеть временные трудности и продолжить движение вперёд.

Совершенно очевидно, что позиция руководства предприятия классически верная.

Позиция же профсоюза основывается на практике, подтверждающей, что без участия профсоюза выработать сбалансированное решение если не невозможно, то значительно сложнее, т.к. у работодателя в критических ситуациях всегда присутствует соблазн решить всё быстро и с наименьшими финансовыми потерями, что чревато сокращением рабочих мест, снижением уровня оплаты труда и дополнительных соц.гарантий.

При этом ни одна из сторон в обращениях не допускает даже и мысли о самокритичной оценке, как будто бы недостатков в их деятельности не может быть априори, а потому проведение объективного анализа отдельных, ранее принятых совместных решений, не представляется им целесообразным?

Однако, очевидно, что если стороны в благополучные времена принимали затратные решения в области социально-трудовых отношений на среднесрочную  перспективу без учета страховочных, понятных всем механизмов, которые должны предусматривать бесконфликтное урегулирование (с основной целью — сохранение рабочих мест и, соответственно, высокопрофессиональных кадров), в т.ч. в случаях подобных текущему кризису, то они сами закладывали мину под своё конструктивное партнерство. Возможно, что кто-то из них, в какой-то конкретный момент, был даже польщен тем, как ловко он переиграл партнера. В перспективе же, как показывает практика, крайними в такой «игре» остаются работники. К ним же или к государству стороны впоследствии и обращаются за поддержкой.

В отдельных тезисах обращений, как нам видится, стороны используют техники, позволяющие добиться от коллектива нужного поведения, вызвав определенные эмоции, не основанные на логике, например, относительно инвестиционной программы, утверждаемой государственным органом.

Общеизвестно, что имущество ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является федеральной собственностью.
Бюджетная  поддержка  и принятие спец.порядка, предусматривающего, что прибыль от основной деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
(предоставление АНО пользователям ВП) не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организации, т.е. не подлежит перечислению в федеральный бюджет, а остается в распоряжении предприятия, говорит о том, что данные (фактически бюджетные) средства, прежде всего, должны направляться, на развитие основных средств и повышение эффективности их использования.
Вместе с тем не следует забывать, что коме вышеуказанного условия, установленного законодательством, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» освобождено и от перечисления в федеральный бюджет 50% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей от всех иных видов своей деятельности.

В случаях же возникновения сомнений, что федеральные средства по данным статьям, утвержденной Программы деятельности предприятия расходуются не эффективно, как правило, в дело вступает отлаженный контрольно-надзорный механизм государства, в лице соответствующих уполномоченных органов государственной власти.

Указанные органы, в случае выявления нарушений принимают необходимые меры по их пресечению, что в свою очередь повышает эффективность использования государственных средств по соответствующим статьям расходов гос.предприятия.

Несомненно, что в качестве добровольных помощников этих органов, могут выступать и общественные организации, включая профсоюзы, которые при необходимости сообщают об имеющихся, по их мнению, фактах нарушений. По обращениям проводятся проверки, результатом которых являются соответствующие решения.

Однако, если коллективу предлагается оптимизировать инвестиционную программу, утвержденную гос.органом, путем перераспределения «высвобожденных» средств, в связи с как бы нерациональным их использованием, направив «излишки» на зарплату и соц.гарантии, то подобные идеи выглядят скорее, как популизм с признаками манипуляции.

И заключается это в том, что вопросы, касающиеся данных расходов, которые, безусловно, заслуживают самого пристального внимания, в том числе и со стороны профессиональных союзов и других общественных организаций, не решаются ни руководством, ни коллективом предприятия в рамках социального партнерства.

Размеры указанных средств, в случаях, связанных с объективными причинами финансовых затруднений, могут быть установленным порядком пересмотрены (скорректированы во времени и др.), однако, в случаях выявления нарушений их использования не могут быть перераспределены ни в пользу фонда оплаты труда, ни других социально ориентированных статей расходов.
Оперирование же огромными суммами инвестиционных проектов, упоминаемых в обращениях, не имеющими никакого  отношения к затратам, связанным с трудовыми гарантиями, может вводить работников в эмоциональное заблуждение.

При этом следует отметить, что оба обращения достаточно информативны, аргументированы и понятны, соответственно вряд ли нуждаются в каких-либо дополнительных комментариях.

Вместе с тем, представляется, что сторонам (в связи со сложным положением) не следует игнорировать при рассмотрении вариантов выхода из кризисной ситуации, следующий тезис:

«Руководство воспринимает решение о временных ограничениях отдельных положений в сфере дополнительных трудовых гарантий, предусмотренных на предприятии, как своеобразный «кредит доверия» со стороны работников предприятию, предполагающий соответствующие компенсаторные варианты с учетом фактического и перспективного финансово-экономического положения».

В истории становления Росаэронавигации, а затем ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» было достаточно негативных, а в отдельных случаях критических последствий, связанных с кризисными ситуациями, которые в своё время затормозили развитие ЕС ОрВД РФ на годы.

Считаем, что у руководства предприятия и профсоюзов в настоящее время имеются все возможности для того, чтобы принять верные решения во благо  ЕС ОрВД РФ и её работников, не повторяя ошибок прошлого.

PS. Данный комментарий не содержит критики сторон обращений. Считаем, что такая форма доведения информации, как обращение к коллективу официальных представителей, является особенно востребованной в сложное для предприятия  время, способствует пониманию фактической ситуации и намерений сторон социального партнерства (руководства и представительных органов работников предприятия), связанных с преодолением возникающих проблем.
Озабоченность возможными негативными последствиями, связанными с внешними факторами,  неоднократно выражалась в публикациях на Портале МОД, в т.ч. и отсутствием в этой связи соответствующей, по нашему мнению необходимой, антикризисной Программы (плана действий), утвержденной на уровне руководящего органа ЕС ОрВД РФ, разработанной с привлечением всех заинтересованных сторон, включая представителей ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и работников предприятия.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.