МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
О корпоративах и роли личностей в ЕС ОрВД РФ Автор: admin 20.04.2021 г.

14 мая 1996 года — дата основания, начала создания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Госкорпорация по ОВД

Об истории эмблем в ЕС УВД — ЕС ОрВД, кликни на картинку

Однако, продолжая ранее сложившуюся традицию празднования корпоративных событий, отдельные представители действующего руководства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», отвергая очевидное, в т.ч. императивную норму Постановления Правительства РФ от 14 мая 1996 года № 583 о создании федерального унитарного предприятия по организации воздушного движения (государственной корпорации), считают нормы, установленные решениями Правительства РФ малоубедительными, а потому не заслуживающими их внимания, отдавая при этом предпочтение дате регистрации, утвержденного устава Предприятия Московской регистрационной Палатой (МРП) — 25 декабря 1996 года.
История же основания Госкорпрации по ОВД,  а также мнения непосредственных участников процесса создания Предприятия, к сожалению, также игнорируются рабочей группой, созданной для рассмотрения данного вопроса. Удивительно, но в состав этой группы не был включен ни один из указанных участников создания Предприятия, включая представителей его первой руководящей команды.
При всей очевидности и неопровержимости исторических фактов, подтверждающих, что зарегистрированная 25.12.1996 года организация, кроме громкого названия «Госкорпрация по ОВД» не имела ничего общего с тем, что предусматривалось Постановлением Правительства РФ от 14 мая 1996 года №583, отдельные представители руководства (не интересующиеся ни историей Предприятия, ни историей ЕС ОрВД РФ, но при этом возглавляющие рабочие группы по данному вопросу) предпочитают в этом вопросе упорото следовать рекомендациям сторонних для системы ОрВД советников, которые считают дату регистрации в МРП, актом реализации данного Постановления Правительства РФ.

В этой связи представляется совершенно очевидным то, что «управленцы» незнающие ответа даже на элементарный вопрос о том, когда в структуре Госкорпорации по организации воздушного движения, появились первые подразделения оперативных органов ЕС ОрВД, не говоря уже о функциях, связанных с регулированием использования воздушного пространства РФ (согласно пункту 11 Постановления Правительства РФ от 14.05.1996 года № 583), не в состоянии понять, что создание ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — это длительный период, началом которого является именно указанное Постановление Правительства Российской Федерации.

При этом наиболее взрывным для мозга таких «управленцев» (относительно логики их рассуждений), является вопрос: почему дата издания Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 16 февраля 1973 года № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации» — чествуется в РФ, как день создания ЕС ОрВД, а дата издания Постановления Правительства РФ от 14 мая 1996 года № 583 о создании ФУП «Госкорпрация по ОВД» такой же точкой отсчета (по аналогии) для них не является?

Вместе с этим ещё более непонятной становится логика руководства Предприятия в связи с официальными поздравлениями и юбилейными корпоративными чествованиями, например, Института аэронавигации (единственным учредителем которого, после НО «Ассоциация АНО», является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), именно в день принятия исторического решения о его создании — 12 апреля 2004 года  (см.здесь>), а не в день регистрации этой организации — 21 мая 2004 года.

Тоже самое можно сказать и о юбилее Московского центра АУВД, который был создан 27 декабря 1979 года приказом Министра Гражданской авиации СССР № 64, что и указано на сайте филиала (cм. здесь >). Хотя, есть и другой приказ МГА от 31.07.1979 г. № 148/с , которым Московскому центру АУВД был установлен статус самостоятельной производственной единицы с подчинением МТУ.

С реальной историей Московского центра АУВД, можно ознакомиться здесь >

Однако, с 40-летием со дня образования МЦ АУВД  руководство филиала и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» поздравили коллектив филиала, почему-то в день грандиозного исторического события для ЕС УВД СССР, состоявшегося 15 апреля 1981 года, в день запуска АС УВД «Теркас», как будто бы, до этого события, и вовсе не было такой организации, как МЦ АУВД и, следовательно, не было и его первого (до 1980 года) руководителя — А.С. Шевченко. Кстати, ему единственному из приглашенных ветеранов, связанных с реализацией Проекта АС УВД «Теркас», была предоставлена возможность выступить на на этом юбилейном мероприятии. Другим же заслуженным ветеранам, увы, такая «опция», как обращение к участникам мероприятия, не предлагалась. На следующий же день, в ресторане такая возможность (в «тостовом режиме») предоставлялась всем, но тех ветеранов, кто готовился и желал это сделать на юбилейном собрании, на данное мероприятие уже не пригласили.

Для справки: с 2008 года, выходцы из МЦ АУВД больше никогда не назначались его руководителями. Вероятно, в т.ч. и по этой причине, история забывается …

Казалось бы, что на этом историческом нонсенсе можно было бы и остановиться, да куда там, пошли ведь ещё дальше,  25-летняя «мама» — Госкорпрация по ОрВД поздравляет, рождённого ею «сына» — филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпрация по ОрВД», — с 40-летием! Так это было оформлено на сайте ГК по ОрВД (см. здесь >). При этом в поздравлении нет ни одной строчки про АС УВД «Теркас». Это называется — приехали!
Если же предположить,
что нашлись «оптимизаторы», которые объединили несколько совершенно разных исторических событий в одну дату: создание МЦ АУВД — 27.12.1979 г.; запуск АС УВД «Теркас» — 15.04.1981 г.; создание филиала МЦ АУВД ФГУП «Госкорпрация по ОрВД» — 28.06.2006 г., то кроме исторического кретинизма, можно констатировать и полную юридическую безграмотность.

Здесь, наверное, применительно к подобным исполнителям — оформителям, будет уместным вспомнить краткую и ясную оценку данную кому-то Министром иностранных дел РФ: «Дебилы бл…»

И таких  примеров в ЕС ОрВД РФ множество! И где же история или хотя бы логика?

Лозунг «Мы единая семья!» — не выдержал испытания на празднике МЦ АУВД сразу же на входе в КЦ «Внуково», где происходила сегрегация приглашённых на VIP и остальных. Встречающие, старательно сверяясь с записями в «шорт-листах», любезно сообщали «членам семьи» кто из них — VIP и куда всем остальным.
И, наверное, такое разделение было бы уместным если бы к категории VIP были отнесены только те, кто участвовал в процессе реализации проекта и ввода в эксплуатацию АС  УВД «Теркас», так как все остальные, исходя из логики и даты праздника, должны были бы чествовать именно этих ветеранов, создавая вокруг них, в этот знаменательный день, максимально благожелательную атмосферу.
Кстати, этот лозунг в последние годы в административных аппаратах на всех уровнях, пока ещё неприватизированного предприятия по ОрВД, стал восприниматься практически буквально, с движением в строну «передачи занимаемых должностей по наследству».

Другой лозунг (выражение) «Хлеба и зрелищ» был в этой связи претворён в жизнь также весьма забавным способом, для одних «членов семьи» — торжественное мероприятие в первый день праздника, для других, на следующий день, — ресторан в центре Москвы, а в «меню» третьих было включено и то и другое.

К участникам, состоявшегося 15 апреля 1981 года ввода в эксплуатацию АС УВД «Теркас», из общего количества присутствовавших на празднике, можно отнести до 10 %, все остальные, в т.ч. судя по поздравлениям и выступлениям, даже и не догадывались о том, что на самом деле они празднуют.

Однако, наверное, это нормально, учитывая, что государство наше как бы без идеологии, а деньги затраченные на такой корпоратив — государственные.

Вместе с тем, становятся всё более непонятными постоянные стенания руководства, связанные с необходимостью оптимизации расходов, в связи с последствиями COVID-19, выраженными в продолжающемся падении объемов воздушных перевозок и, соответственно, предоставляемых аэронавигационных услуг.
При том, что всё это происходит на фоне различных расточительных благотворительных акций, не связанных с интересами ЕС ОрВД РФ, организации избыточных увеселительных мероприятий и т.п., а также ответов (руководства Предприятия) о нецелесообразности рассмотрения инициатив, связанных с оказанием ничтожной адресной помощи ветеранам ЕС ОрВД, например, в вопросе пенсионного обеспечения, содействия общественной работе, направленной на сохранение и популяризацию истории Аэронавигации и другим общественно полезными делам.

Исходя из видео и фотоматериалов, связанных с продолжением (второй день) торжественно-увеселительной части этого корпоратива, можно предположить, что абсолютным большинством его участников, приглашенных в ресторан, из числа не имеющих отношения к запуску  АС УВД «Теркас», запивающими дорогие закуски благородными напитками, — организация этого мероприятия, оценивается весьма положительно.

На самом деле никто и не против праздников, — люди должны культурно отдыхать, общаться и радоваться жизни, в т.ч. и за счет государственных средств. К молодёжи вообще вопросов нет, это наша надежда на продвижение вперёд, они смотрят в будущее, так и должно быть и это правильно!

Настораживает другое: кто позаботится о культуре и традициях, основанных на реальной истории ЕС ОрВД РФ, предприятия, подразделения, к которым нужно бережно относиться, — знать, восстанавливать утраченное, сохранять и предавать из поколения в поколение?

Представляется, что в складывающейся экономической ситуации заказ дорого ресторана в центре Москвы — это было уже лишним, а денег, которые тратятся на подобные мероприятия, с лихвой хватило бы для нужд ЕС ОрВД РФ, связанных с сохранением и популяризацией своей истории. Ведь если сравнивать создание позитива для 2-3-х сотен человек «близких членов семьи» с созданием, например, виртуального музея Аэронавигации, как вы считаете, что выбрали бы десятки тысяч работников ФГУП «Госкорпрация по ОрВД», а также тысячи работников филиала, включая ветеранов — участников проекта «Теркас», которых ни на торжественное собрание, ни в ресторан не приглашали, которым даже поздравительную открытку с этим Юбилеем не направили?

Во всем остальном организация праздника МЦ АУВД была на высоте и, конечно же, понравилась, как присутствовавшим на нём ветеранам проекта АС УВД «Теркас», так и другим приглашенным.

Вернемся же к истории создания ФУП «Госкорпорация по ОВД»

Напоминаем, что Устав, зарегистрированной 25.12.1996 года организации с громким названием ФУП «Госкорпорация по ОВД», не содержал ни дочерних предприятий, ни каких-либо других структурных подразделений, имеющих возможность осуществлять, указанную в названии предприятия, организацию воздушного движения в Российской Федерации.

Только спустя 3 года (!) в связи с обращениями в самые высшие государственные инстанции и непрекращающимися угрозами забастовок со стороны авиадиспетчеров с требованием формирования реальной Госкорпорации по ОВД, наделенной соответствующим имуществом, с включением в её структуру оперативных органов ЕС ОрВД, в Устав этого предприятия было внесено первое изменение, предусматривающее, концептуальную реализацию указанного Постановления Правительства РФ.

Только в 1999 году (!) Московской регистрационной Палатой были зарегистрированы изменения в учредительные документы ФУП «Госкорпорация по ОВД», позволившие приступить к созданию государственных унитарных дочерних предприятий (ГУДП) ФУП «Госкорпорация по ОВД» и последующему наделению их соответствующим имуществом (федеральной собственностью), а также переводу в их структуры специалистов оперативных органов ЕС ОрВД РФ, находившихся до этого в структурах авиапредприятий и государственных предприятий по ИВП и УВД (см. здесь>)!

Первая в истории Предприятия офисная табличка (хранится в личной коллекции)

Так с какой же даты считать начало создания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» если Постановление Правительства РФ от 14.05.1996 г. № 583, по мнению руководства Предприятия, здесь ни при чём?!

Наиболее детализированная хронология (даты, документы) создания Госкорпорации по ОВД, в дальнейшем  — Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), приведена только на Портале «Аэронавигация Без Границ», см. здесь >

Однако, «сухая» хронология не отражает причин драматизма ситуации, связанной с предысторией подписания  Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 583, в содержании которого были 2 основополагающих для будущего ЕС ОрВД РФ пункта:

«Пункт 1. Возложить на Федеральную авиационную службу России осуществление государственного управления гражданской авиацией и организацией воздушного движения, а также выполнение специальных исполнительных, разрешительных, контрольных и надзорных функций в этих сферах.
Пункт 11. В целях повышения безопасности и регулярности полетов воздушных судов, формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением и регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации создать федеральное унитарное предприятие по организации воздушного движения, основанное на праве хозяйственного ведения (государственную корпорацию)».

Именно вокруг редакции пунктов 1 и 11 проекта Постановления «плелись интриги» при его подготовке,
а затем (после его подписания) развернулась «подковёрная борьба» на высшем уровне руководства государства, подогреваемая ведомственными интересами.

Напомним, что всеми профессионалами гражданской части ЕС УВД, включая: высший руководящий состав Росаэронавигации, руководителей предприятий по ИВП, УВД и ЭРТОС, работников в лице их представителей — общественных объединений (профсоюзов), консолидировано поддерживалось создание именно вневедомственной Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации.

Такой же позиции придерживался Президент России Б.Н. Ельцинсогласившись с предложением руководителя Центра Президентских программ при Администрации Президента РФ Малышева Н.Г., докладной Секретаря Совета Безопасности О.И. Лобова, а также с мнениями представителей Минобороны, ВПК и профессиональных сообществ).

На этом же настаивали: Секретарь Совета Безопасности А.И. Лебедь, Министр обороны РФ И.Н. Родионов и Генеральный штаб Вооруженных сил РФ.

Однако, получилось так, что преследуя ведомственные интересы по удержанию контроля над «своими частями» (гражданская и военная составляющие ЕС УВД), которые вновь (после развала первой Росаэронавигации при Правительстве РФ) планировалось объединить в Едином вневедомственном органе — Госкорпорации по ОВД, отдельным не заинтересованным в этом представителям: Минтранса, Федеральной авиационной службы (ФАС) и Военно-воздушных сил (ВВС) Министерства обороны (МО) удалось таки, не только не допустить реванша в виде возврата к вневедомственному органу, путем создания Госкорпорации по ОВД, но и полностью развалить вторую Росаэронавигацию при Минтрансе России.
Разложив её и низложив на ещё более низкий уровень в виде Департамента государственного регулирования (ДГР ОВД) Федеральной авиационной службы и подведомственного Федерального унитарного предприятия с громким, но ничего означающим названием — Госкорпорация по ОВД, которое с 1996 до 2000 года было 34-м в системе государственных предприятий по ИВП и УВД. По сути же и фактическому функционалу Госкорпорация по ОВД до 2000 года была очередным отделом ДГР ОВД Федеральной авиационной службы.

Многие участники тех событий, считают произошедшее, включая регистрацию Устава предприятия с названием Госкорпорация по ОВД (по факту «пустышки»), серьёзной стратегической ошибкой, в связи с которой достижение
полувековой цели по созданию ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ, как Единой аэронавигационной системы России, было
 максимально отсрочено.

ХВОСТУ УДАЛОСЬ ВИЛЬНУТЬ СОБАКОЙ?!

На долгие годы дорога к Единой аэронавигационной системе Российской Федерации
была осознано спроектирована в виде горного серпантина?!

Вопросы это или утверждения, судить Вам. 

С этой целью мы подготовили для Вас историко-документальную статью «Роль личностей в истории ЕС ОрВД РФ»,
которую в скором времени опубликуем.



В статье будет рассказано об исторических событиях, касающихся  данного Постановления Правительства РФ,
в т.ч., связанных с участием в этом процессе представителей Президента РФ, Правительства РФ, высшего руководства Министерства обороны, ВВС МО, Минтранса, Федеральной авиационной службы, Росаэронавигации, Cовета директоров государственных предприятий по ИВП и УВД, а также Профобъединения авиационных диспетчеров.
Публикация основана только на фактах и воспоминаниях очевидцев — участников тех событий, в ней также приведены исторические документы (письма, докладные и т.п.), в т.ч. с резолюциями высших лиц государства, ранее неизвестные широкому кругу специалистов ЕС ОрВД РФ и общественности.

Продолжение см. здесь >

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.