Шереметьевский центр ОВД
Хронология> Руководство> О подразделении> Фотогалерея>
ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД
Хронология значимых событий
Дата | Описание события |
1959 | Служба движения, первым руководителем которой был Сацко Г.А., была создана одновременно с аэропортом Шереметьево. Подробнее см. здесь> |
11.08.1959 | На ВПП Московского аэропорта «Шереметьево» впервые совершил посадку рейсовый Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. Этот день считается официальной датой рождения аэропорта. |
1959 | Образована Служба связи аэропорта на базе военного аэродрома. |
01.06.1960 | Выполнен первый международный рейс по маршруту Шереметьево — Шенефельд (Германия) на самолете Ил-18 Внуковского авиаотряда. |
02.06.1960 | Состоялось официальное открытие аэропорта «Шереметьево». |
11.02.1964 | «Шереметьево» приобрел статус международного аэропорта. В том же году было построено новое здание аэровокзала Шереметьево, получившее название «Шереметьево-1. |
14.07.1977 | Введена в эксплуатацию ВПП-2, оборудованная по 2 категории ИКАО. |
01.01.1980 | Завершено строительство аэровокзального комплекса Шереметьево -2. |
1994 | в ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» создана дирекция по УВД, путем выделения Службы движения и базы ЭРТОС из состава ОАО «Аэрофлот». Одним из главных подразделений дирекции по УВД ОАО «МАШ» являлась Служба движения, которая была создана одновременно с аэропортом Шереметьево. |
1995 | ЦУ МВС разделено на «Аэропорт» и «Аэрофлот». |
1996 | Образовано ОАО «МАШ» -Главный оператор аэропорта Шереметьево. |
15.02.2008 | В соответствии с приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 16.11.2007 г. №111 «О возложении на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» функций по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации и взиманию сборов за аэронавигационное обслуживание в зоне ответственности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» в составе филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкопорация по ОрВД» сформирован и приступил к функционированию Шереметьевский центр ОВД. |
15.02.2013 | Введен в эксплуатацию командно-диспетчерский пункт (КДП ВПП -1,2) |
Руководство
Период (годы) | Ф.И.О. | Должность | Примечания |
1959 | Сацко Г.А. | первый Начальник Службы движения | Подробнее о Сацко Г.А. , открытии Шереметьево и становлении службы движения, см. здесь> |
до 1999 | Козлов Константин Иванович |
Начальник Службы движения | Подробнее > |
1999 — 2006 | Некрасов Борис Рафаилович |
Начальник службы движения, директор Дирекции по аэронавигационному обслуживанию полетов | Подробнее > |
2006 — 2008 | Ведерников Александр Викторович |
Директор Дирекции по аэронавигационному обслуживанию полетов | Подробнее > |
2008 — 2017 | Борисов Яков Иванович |
Начальник Шереметьевского центра ОВД | Подробнее > |
с 2017 | Белавинцев Александр Викторович |
Начальник Шереметьевского центра ОВД | Подробнее > |
История Службы движения
Служба движения была создана одновременно с аэропортом. Первым начальником службы был участник Великой Отечественной войны, орденоносец Сацко Г.А..
Основы технологической дисциплины, традиции безаварийной работы при управлении воздушным движением закладывали ветераны службы: Герой Советского Союза Бочин П.А., Саулин А.С., Менделеев Р.А., Майоров И.С., Булатов А.И. С 1961 года работал на благо ОАО МАШ бывший военный летчик, — диспетчер диспетчерского пункта руления Селезнев Николай Григорьевич.
На протяжении многих лет службой движения, а затем и Дирекцией по УВД руководил Козлов Константин Иванович, безвременно ушедший из жизни в 1999 году. За 23 года работы в аэропорту Константин Иванович воспитал целую плеяду высококлассных специалистов — настоящих мастеров своего дела.
После него службу движения в аэропорту Шереметьево возглавил заместитель директора по УВД — руководитель полетов, начальник службы движения Некрасов Б.Р. В 1967 году в Кировоградской школе высшей летной подготовки состоялся первый выпуск авиадиспетчеров, среди которых был и Некрасов Б.Р.
Молодой специалист по распределению попал в службу движения Внуковского объединенного авиаотряда, где работал сначала диспетчером по рулению, затем диспетчером старта и диспетчером Главного командно-диспетчерского пункта подхода. В 1971 году был призван на воинскую службу. Североморск, Краснознаменный Северный флот надолго запомнились штурману корабля Ту-16. После демобилизации в 1974 году Борис Рафаилович был направлен на работу в службу движения Шереметьевского объединенного авиаотряда, где прошел путь от диспетчера до начальника службы. Авиадиспетчер 1-го класса, Некрасов Б.Р. первым осуществил переход системы управления воздушным движением в районе аэродрома Шереметьево на работу по технологии ИКАО — во взаимодействии с автоматизированной системой УВД «Теркас», установленной в аэропорту Внуково. Отличник Гражданской авиации Борис Рафаилович Некрасов являлся идеологом и методистом производства, наставником всего персонала службы движения.
За много лет принципиально изменился подход к подготовке персонала УВД. Если в прошлом за пульты управления полетами садились бывшие летчики и штурманы, то сегодня это специалисты, прошедшие обучение в вузах гражданской авиации и получившие квалификацию инженеров по управлению воздушным движением. Среди профессионалов, обеспечивающих безопасность полетов в аэропорту Шереметьево, руководители полетов и диспетчеры службы движения: Алукаев Р.К., Колесников В.Б., Мишин В.И., Коньков Е.С., Калишевич В.И., Москаленко В.М., Хиролог И.И., Зайцев В.К., Разговоров А.А., Зубарев В.С., а также диспетчеры-ассистенты: Аленичева Л.И., Ростовская В.П. и Маслова Л.Н.
От профессионализма диспетчеров УВД зачастую зависит жизнь пассажиров и экипажа. Так было, например, в сентябре 1987 года, когда Коньков Е.С. предотвратил авиационное происшествие, отправив чешский самолет Ил-62 на второй круг из-за невыпуска шасси при заходе на посадку.
Главным и единственным должностным лицом, определяющим готовность аэродрома к полетам, является руководитель полетов аэродрома. Только он может разрешить или запретить прием и выпуск воздушных судов. Его решения обязательны для всех служб, обеспечивающих полеты: аэродромной, службы электрорадиотехнического оборудования и связи, метеорологической, электрослужбы, аварийно-спасательной и штурманской служб. Руководителю полетов непосредственно подчинен личный состав смены службы движения: старший диспетчер аэродромно-диспетчерского пункта, старший диспетчер диспетчерских пунктов зоны взлета и посадки, диспетчер вспомогательного диспетчерского пункта подхода, диспетчеры по рулению, диспетчеры стартовых диспетчерских пунктов, диспетчер посадочного диспетчерского пункта, а также диспетчер-ассистент группы аэронавигационной и метеорологической информации. Такое количество должностных лиц прямого подчинения свидетельствует о хорошо продуманной, всеобъемлющей и устойчивой системе, каждое звено которой отвечает за конкретную сферу деятельности. Как и 60 лет назад, принцип «слышу-вижу-управляю» является главным в обеспечении надежности системы управления и безопасности полетов.
Для аэронавигационного и штурманского обеспечения полетов в 1959 году была создана штурманская служба аэропорта Шереметьево. Первым старшим штурманом аэропорта был Киселев П.П., который и создавал службу. Она состояла из группы предполетной подготовки экипажей, группы аэронавигационной информации и группы радиодиспетчеров-переводчиков.
В разное время штурманской службой руководили Зубов П.Я., Мирошниченко В.Ф., Русол В.А.. Владимир Архипович Ру- сол вступил в должность начальника службы в 1976 году и по настоящее время остается ее руководителем.
Большие изменения произошли в авиации за 60 лет. Другими стали формы, методы подготовки и контроля летных экипажей к выполнению рейсов. В настоящее время штурманская служба аэропорта проводит информационно-консультативное обслуживание экипажей воздушных судов по типу «брифинг», обеспечивая летные экипажи и аэропортовые службы достоверной аэронавигационной информацией.
Радионавигация, радиолокация и связь
Служба связи аэропорта была образована в 1959 году на базе военного аэродрома. Радиотехнические средства, установленные на аэродроме в то время, соответствовали эпохе перехода от поршневых самолетов к реактивной авиационной технике. За 40 лет сменилось три поколения реактивных летательных аппаратов, соответственно менялось и оборудование аэродромов. Внедрялись современные средства радионавигации, локации и связи, улучшалась подготовка специалистов, совершенствовались структуры управления. С акционированием Международного аэропорта Шереметьево была создана Дирекция по УВД, в состав которой вошла база эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС). Начальник базы — Тихонов В.И., прошедший трудовой путь от сменного инженера до начальника службы.
Трудно перечислить все оборудование, установленное на аэродроме, измерить длину линий связи, находящихся на технической эксплуатации базы ЭРТОС. Производственно-технологическая группа, узел радионавигации; узел связи, центр автоматической коммутации сообщений, ремонтно-эксплуатационные мастерские являются структурными подразделениями базы, каждое из которых, в свою очередь, состоит из множества групп.
На аэродроме Шереметьево были развернуты радиомаячные системы посадки СП-80М, всенаправленный УКВ-радиомаяк ВОР и радиодальномерное устройство ДМЕ, радиолокационная станция обзора летного поля типа «Астра-2», диспетчерский радиолокатор «Экран-85», автоматические радиопеленгаторы АРП-75, передающий радиоцентр (ПРЦ). Эксплуатацию этих средств осуществляет узел радионавигации (руководитель узла — Исаев Ю.П.).
Для обеспечения деятельности аэропортовых служб и авиакомпаний на базе ЭРТОС создан узел связи, которым руководил Карпов В.И.. Основными средствами связи диспетчеров с экипажами воздушных судов являются радиостанции. Помимо указанной радиосвязи на аэродроме имеются радиостанции для передачи метеоинформации и резервные средства связи с воздушными судами, терпящими бедствие, а также целая система наземной электросвязи для обеспечения взаимодействия органов диспетчерской службы между собой и с объектами, участвующими в производственном процессе.
На базе ЭРТОС действует Центр автоматической коммутации сообщений, в задачи которого входит обеспечение полетов воздушных судов, управление воздушным движением и производственной деятельностью аэропорта. Руководит Центром Тимаков Н.К. Помимо непосредственно центра коммутации сообщений в его состав входят телеграфные станции, пункты передачи метеоинформации АТИС и радиобюро.
Ремонтно-эксплуатационные мастерские оснащены всем необходимым оборудованием для поддержания эксплуатируемых радиотехнических систем и объектов связи в рабочем состоянии. Руководит мастерскими Севостьянов М.И.
Генератором идей базы ЭРТОС являлась производственно-технологическая группа, руководил которой ведущий инженер Мишуткин Н.С. На группу были возложены задачи планирования, учета и отчетности производственной деятельности базы.
Дирекция по УВД
Дирекция по УВД была создана в ОАО МАШ путем выведения Службы движения и базы ЭРТОС из состава ОАО «Аэрофлот» 1994 г. после ликвидации ЦУМВС и в соответствии с требованиями нормативных документов с последующим объединением в одно структурное подразделение. Одним из главных подразделений Дирекции по УВД была служба движения.
О Шереметьевском центре ОВД
В соответствии с решением Федеральной службы воздушного транспорта организован и с 15 февраля 2008 года приступил к работе Шереметьевский центр ОВД в составе филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Начальником Шереметьевского центра ОВД назначен Борисов Я.И.
Для организации перевода служб УВД и ЭРТОС из ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» были выполнены все подготовительные процедуры по передаче имущества и переводу персонала из ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» в Московский центр АУВД. Численность Шереметьевского центра ОВД на момент перехода составляла 198 сотрудников. В среднем в сутки на аэродроме Шереметьево обеспечивалось 400 взлетно-посадочных операций, в летний период максимальное значение доходило до 480 ВПО/сутки.
Службу движения возглавил Новиков Андрей Владимирович.
В службе движения Шереметьевского центра ОВД организованы следующие пункты УВД: диспетчерский пункт руления (ДПР) Шереметьево – 1, ДПР Шереметьево – 2, стартовый диспетчерский пункт (СДП), вспомогательный стартовый диспетчерский пункт (ВСДП), посадочный диспетчерский пункт (ПДП), вспомогательный диспетчерский пункт подхода (ВДПП).
Стартовые диспетчерские пункты размещались между ВПП-1 и ВПП-2, диспетчерский пункт руления, посадки и ВДПП в здании ЦПУ, которое первоначально строилось как вокзал аэропорта (фото).
УВД в зоне взлёта и посадки аэродрома Шереметьево осуществляется на двух языках, в основном (80%) радиообмен осуществляется на английском языке. В зону ответственности диспетчера ПДП входит: сектор захода на посадку аэродрома Шереметьево, диспетчер ВДПП руководит воздушным движением ниже нижнего эшелона, диспетчер СДП (ВСДП) несет ответственность за организацию безопасности воздушного движения при взлете и посадке, а также за безопасность организации выполняемых работ на ВПП, с учётом норм безопасности полётов. Диспетчер ДПР отвечает за передвижение ВС на площади маневрирования аэродрома Шереметьево. Особенностью аэродрома является две близкорасположенные (280 м) ВПП 1.2
Применяемые персоналом службы движения технологии работы и имеющиеся технические средства, позволяют обслуживать до 47 ВПО в час.
Интенсивность воздушного движения
Интенсивность воздушного движения на аэродроме Шереметьево с 2008 до 2013 года выросла более, чем на 30%, т.е. до 700 взлетно-посадочных операций, что потребовало внедрение новых процедур УВД:
— взлет не от начала ВПП;
— выполнение зависимых взлетов и посадок на две ВПП одновременно, либо в смешанном режиме;
— применение сокращенных норм эшелонирования;
— организация тренировок диспетчерского состава на тренажере в условиях высокой ИВД;
— внедрение совместно с администрацией аэропорта процедур совместного принятия решений.
Радиотехническое обеспечение полётов в районе аэродрома Шереметьево осуществляется с использованием следующих средств: радиомаячные системы посадки СП-80М на ВПП-1 и СП-90 на ВПП-2, всенаправленный УКВ-радиомаяк ВОР и радио дальномерное устройство ДМЕ, посадочный радиолокатор РП-5Г, диспетчерский радиолокатор «Экран-85», автоматические радиопеленгаторы АРП-75, передающий радиоцентр (ПРЦ), локатор обзора летного поля «ASTRE». Эксплуатацию этих средств осуществляет служба ЭРТОП. Основные средства связи диспетчеров с экипажами ВС – радиостанции ОВЧ диапазона и радиостанции внутрипортовой связи. Помимо указанной радиосвязи на аэродроме имеются радиостанции для передачи метеоинформации и резервные средства связи с ВС, терпящими бедствие, а также целая система наземной электросвязи для обеспечения взаимодействия органов диспетчерской службы между собой и с объектами, участвующими в производственном процессе. Радиотехническое оборудование и средства связи, установленные на аэродроме Шереметьево, отвечают современным требованиям и позволяют производить полёты круглосуточно, в том числе, в сложных метеоусловиях с обеспечением с обоих курсов категории IIIa ИКАО.
Службу ЭРТОС с 2008 по 2017 возглавлял Сысоев Владимир Михайлович.
Применяемые персоналом службы движения технологии работы и имеющиеся технические средства позволяют обслуживать до 47 ВПО в час.
Максимальная суточная интенсивность воздушного движения на а/д Шереметьево составляет 603 ВПО.
Интенсивность воздушного движения распределяется между секторами Шереметьево-1 и Шереметьево-2 не равномерно в соотношении 25% и 75% соответственно. В то же время интенсивность движения на секторе Шереметьево-1 приближается к докризисному уровню, а на секторе Шереметьево-2 превышает его на 25-30%. Интенсивность воздушного движения на аэродроме Шереметьево с 2008 года выросла более чем на 30%, т.е. до 700 взлетно-посадочных операций
15 февраля 2013 г. введен в эксплуатацию командно-диспетчерский пункт (КДП) в Международном аэропорту Шереметьево. Здание КДП представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение. Высота здания составляет 56 метров, а общая площадь – более 3 000 кв. м. Расположенные на высоте 41 и 45 метров пункты управления полетами в форме стеклянной «чаши» обеспечивают полный обзор летного поля. Это позволяет авиадиспетчерам отслеживать движение воздушных судов, контролировать все перроны и взлетно-посадочные полосы аэродрома не только по приборам, но и визуально.
Внутреннее оформление здания выполнено по специальному проекту.
Новый КДП оснащен передовыми радиотехническими средствами обслуживания воздушного движения и мощным вычислительным центром обработки данных с радиолокационных станций. В здании установлены современные инженерные системы обеспечения жизнедеятельности. Электроснабжение здания обеспечивается за счет двух независимых линий электропередач. В качестве резервных источников электропитания служат две дизельные подстанции. Все процессы контроля и управления состоянием систем здания автоматизированы.
Вышка оборудована современным комплексом средств автоматизации управления воздушным движением КСАУВД «Топаз», системой цифровой громкоговорящей голосовой связи СКРС «Мегафон», средством объективного контроля на базе цифрового магнитофона «Гранит», системой дистанционного контроля и управления радиомаячными системами посадки.
Непосредственное участие в пуско-наладке и вводе в эксплуатацию всего радиотехнического оборудования КДП приняли специалисты службы РТОП Шереметьевского ЦОВД, ведушие инженеры КДП и УВД Правдивцев В.В.; Колупаев Ю.Н.; инженеры Викторов В.В.; Румянцев Н.Н.; Лапотько А.В. под руководством главного инженера Е.А. Равиковича.
Подготовка специалистов службы движения и регулярные тренировки диспетчерского состава осуществляются на диспетчерском тренажере «Эксперт», поставленным фирмой ООО «НИТА».
ПУБЛИКАЦИИ
Газета МЦ АУВД Курс — развитие >