МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Аэронавигационная система России это что? Автор: admin 13.08.2021 г.

Из истории мы знаем, что понятие Аэронавигационная система используется ещё со времён СССР.

Исходя из того, что определение – это указание или объяснение значения (смысла) термина, мы попытались обобщить основные определения термина Аэронавигация, а также словосочетаний на его основе, см. здесь >

Как мы видим, есть разные определения тому, что такое Аэронавигационная система России.

При этом, по состоянию на текущее время, на федеральном уровне действующим является только один документ, утвержденный установленным порядком — это «Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России», разработанная под руководством действовавшей в то время Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация), одобренная Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации № 35 от 4 октября 2006 г.), в которой имеется раздел 3, определяющий, что должна представлять собой Аэронавигационная система, а в приложении к Концепции (стр. 22), приведено определение термина АНС (см. термин 4 в перечне терминов).

Однако, в 2009 году это определение на официальном уровне (с учетом замечаний и предложений Аппарата Правительства РФ и Минтранса России) было подвергнуто сомнению. В этой связи руководством Федеральной аэронавигационной службы было предложено отвести Аэронавигационной системе России роль абстрактной системы, не имеющей каких-либо административных, координационных, оперативных органов… (подробнее, см. здесь >)

Если же задаться вопросом, почему так происходит, то «просвещенные» в этом вопросе ответственные лица засыпят вас различного толка рассуждениями и, возможно даже, убедят в том, что такое определение ненужно и вовсе, т.к. термин Аэронавигационная система России является общеизвестным, не требующим объяснения.

Современная отечественная отраслевая наука и профессиональное образование, в этой связи, также безмолвствуют или интерпретируют, кто как может.

Из истории вопроса:

В 2001 году был утвержден отчет по НИОКР «Разработка статуса Федеральной аэронавигационной системы, структуры и принципов её управления и финансирования, а также координации деятельности всех её элементов применительно к условиям России», в котором имеется раздел 5. Определение Федеральной аэронавигационной системы.
Отчет по НИОКР, см. здесь >
Дополнительные материалы к отчёту по НИОКР, см. здесь >

В 2006 году, как мы уже упоминали, разработана Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России.

В 2017 году разработан проект документа «Стратегия развития Аэронавигационной системы России», в котором было приведено крайнее определение АНС: «Аэронавигационная система (АНС) Российской Федерации — совокупность организаций, инфраструктуры и процессов организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства».
Однако, проект Стратегии, по состоянию на текущее время, так и остался только проектом.

С момента утверждения НИОКР в 2001 году прошло 20 лет, как говорится, а воз и ныне там?

Страшно даже подумать, сколько на это было потрачено средств и времени.

Вот уже и в Проекте Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, мы читаем: «1.2. Проблемы и ключевые инфраструктурные вызовы транспортного комплекса > 1.2.3. Проблемы и ключевые инфраструктурные вызовы по видам транспорта > Воздушный транспорт > Не завершено реформирование Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в целях создания Аэронавигационной системы Российской Федерации, что тормозит внедрение и развитие перспективных средств навигации, рекомендованных Международной организацией гражданской авиации…».

В данном случае, что следует понимать под Аэронавигационной системой Российской Федерации, вероятно то, что определено соответствующим термином в Приложении к Концепции создания и развития АНС России от 2006 года? Ведь других официальных документов Правительства РФ по данному вопросу на текущее время не существует. Или же ждать утверждения на федеральном уровне соответствующего документа, содержащего иное определение термина Аэронавигационная система Российской Федерации?

И как здесь не вспомнить знаменитого Рене Декарта: «Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений». (Вариант перевода: «Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы смогли договориться о значении слов»).

Перефразируя Сенеку: «Когда Аэронавигационная система не знает, к какой пристани она держит путь, для неё ни один ветер не будет попутным».

А что происходит, в этой связи, с профессиональным образованием, — подготовкой специалистов для Аэронавигационной системы?

Представляется, что одним из факторов коммерциализации экономики является снижение уровня требований к профессиональному образованию.

Возможно, что в каких-то отраслях (видах деятельности) это экономически оправдано, т.к. ведёт к снижению затрат на персонал и, соответственно, себестоимости продукции, работ, услуг.

Анонсированный же проектом нового ФАП-147 отказ от требования к уровню профессионального образования, предусмотренному пока ещё действующим ФАП-216 (среднее профессиональное и высшее образование, курсы профессиональной переподготовки), в отношении обладателей свидетельств диспетчера управления воздушным движением, т.е. к персоналу, замещающему должности специалистов в системах, обеспечивающих безопасность полетов, в т.ч. стратегических, связанных с национальной безопасностью, выглядит весьма сомнительно.

Вопрос: Зачем же поступать в соответствующее (профильное) профессиональное образовательное учреждение с высоким конкурсным отбором абитуриентов, если можно сначала где-то отучиться, например, на юриста, экономиста, повара и т.д., а потом пройти курсы переподготовки и стать авиадиспетчером? Все, наверное, забыли, что переподготовка, в «давние» времена осуществлялась только на базе, имеющегося у специалиста, профильного (авиационного) образования. Отступление от этого правила стало возможным только в связи с резкой нехваткой квалифицированных кадров и причины такого дефицита всем известны. Что же происходит сейчас, с учётом укрупнения центров ОВД и оптимизации количества рабочих мест специалистов?

Получается, что спустя 90 лет (впервые подготовка инженеров по воздушным сообщениям и руководству движением самолётов началась в 1932 году на факультете «Воздушных сообщений» Ленинградского института инженеров ГВФ) в Аэронавигационной системе, основой которой (как мы знаем из концепций) является интегрированное взаимодействие человека, технологий, средств и служб при поддержке перспективных бортовых, наземных и космических средств и систем аэронавигации, уровень  профессионального (профильного) образования специалистов УВД перестал быть значимым фактором?

Уверены, что уровень профессионального образования диспетчеров УВД и других специалистов гражданской авиации в целом, неразрывно связан с развитием отрасли, её успехами и достижениями.

Полагаем, что «Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 г. № 255-р, исходит из этого же.

Безусловно, в вопросах подготовки кадров для авиации необходимо двигаться, как минимум, «в ногу» со временем и международным сообществом.
Вместе с тем считаем, что не всегда следует слепо копировать, то, что только в моменте (тактически) представляется экономически выгодным. Не следует забывать о накопленном, почти за 100-летие практической деятельности, потенциале «старой школы».

Представляется, что умные инновации и технологии, учитывающие  вызовы современности, должны служить для совершенствования всего хорошего, что уже есть в профессиональном образовании, а не для «зачистки» до основания, а затем …

К сожалению, инициативы, связанные с деятельностью направленной на повышение уровня профессиональных знаний, учитывающих, в т.ч. отечественный исторический опыт, не всегда востребованы частью современной «элиты», ориентированной на другие ценности.

В этой связи изучение и популяризация отраслевой истории представляется не просто нужной, но и необходимой составляющей, в т.ч. и для науки управления (принятия оптимальных управленческих решений).

МОД «Аэронавигация Без Границ» приветствует решение кафедры «Управления воздушным движением» СПБ ГУ ГА  (завкафедрой — В.М.  Затонский) о включении с 2021 года в программу обучения такого «забытого» предмета, как «Введение в специальность», предусматривающего изучение истории становления и развития Аэронавигационной системы, применения эффективных методов и принципов её построения.

При этом, учитывая, что Стратегией развития под Аэронавигационной системой РФ понимается совокупность организаций, инфраструктуры и деятельности по организации ИВП и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства, представляется целесообразным включение данного понятия  в предмет  «Введение в специальность» не только на кафедре УВД, но и на всех соответствующих проф.ориентированных кафедрах образовательных учреждений гражданской авиации.

Основываясь на оценке авторитетных ветеранов — руководителей ЕС ОрВД РФ, а также  отзывах, поступающих на Портал, с удовлетворением отмечаем скромный вклад нашего Интернет-ресурса, в части касающейся информационного содействия процессу подготовки соответствующих программ, планов, методических материалов и т.п.

Учитывая изложенное, для повышения уровня знаний управленческого персонала подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», выполняющего, в том числе роль наставников, представлялось бы целесообразным при разработке учебных планов соответствующих образовательных программ НОУ ДПО «Институт аэронавигации» (являющегося, по сути, Корпоративным университетом), касающихся, например, КПК руководящего состава оперативных органов ЕС ОрВД, обратить внимание на тему, связанную с развитием ЕС ОрВД РФ и зарубежных аэронавигационных систем, историей становления и развития, применения эффективных методов и принципов построения АНС.

Полагаем, что это будет соответствующим вкладом в содействие процессам реализации перспективных планов по созданию и развитию Аэронавигационной системы Российской Федерации.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.