МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
ФСР и КВП Российской Федерации — 30 лет! Автор: admin 14.01.2024 г.

Федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации — 30 лет!

Автор статьи: Кислуха Александр Евгеньевич.

Ветеран Вооружённых Сил, полковник в отставке, кандидат технических наук, Ответственный секретарь Центральной межведомственной комиссии федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ЦМВК ФСР и КВП) с 1994 по 2005 г.г.

Начальник управления проектами ФСР и КВП ОАО «НПО «ЛЭМЗ».

Руководитель проекта «Система мониторинга использования воздушного пространства над мегаполисом» ПАО «НПО «Алмаз».

Член Экспертного Совета МОД «Аэронавигация Без Границ».

Подробнее об авторе >>

Примечание: в статье приведены сведения из открытых источников, с авторскими комментариями.

14 января 1994 года издан Указ Президента Российской Федерации
«О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

На протяжении 30-ти лет в разных уголках нашей необъятной Родины во исполнение соответствующих указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, в рамках принятых решений ЦМВК ФСР и КВП до 2007 года и по выполнению мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 — 2015 годы)», а затем по выполнению ведомственных программ Министерства обороны Российской Федерации и Росавиации ведётся работа по развитию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП).

В сложных международных условиях, не взирая на попытки изоляции нашей страны, предпринимаемые недружественными государствами, а также запреты на приобретение технологий, технических систем и средств в различных областях деятельности, в том числе в сфере использования и контроля воздушного пространства, развитие ФСР и КВП продолжается.
Безусловно, в обстановке проведения Вооружёнными Силами Российской Федерации военной операции по демилитаризации и денацификации украинского режима, захватившего путем госпереворота власть в братской нам славянской стране, возрастает приоритет задач, связанных с обеспечением и повышением уровня обороноспособности страны.

Большие усилия прикладывают к этому предприятия оборонно-промышленного комплекса, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и научно-производственные объединения.

Вместе с тем, идеология построения межведомственной системы разведки и контроля использования воздушного пространства, заложенная несколько десятилетий назад, себя не исчерпала.

На протяжении долгого периода времени после завершения действия ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 — 2015 годы)» практически обнулились темпы технического оснащения Укрупнённых центров ЕС ОрВД (УЦ) системами информационно-технического взаимодействия (СИТВ) с КП (ПУ), обеспечивающих решение задач противовоздушной обороны, а также технического оснащения трассовых радиолокационных позиций (ТРЛП) подразделений ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» средствами двойного (гражданско-военного) назначения в интересах решения задач ФСР и КВП.

После ритмичного проведения работ в рамках указанной выше ФЦП за счёт финансирования из бюджета страны, наступил период времени, когда каждое из ведомств: Министерство обороны Российской Федерации и Росавиация должны изыскивать финансирование для закупки оборудования, проектирования и проведения работ из своих бюджетных резервов.

Именно на такой алгоритм финансирования направлены рекомендации Министерства финансов Российской Федерации. Кому нужны локаторы и СИТВ — тот пусть их и оплачивает.

Складывается впечатление, что никто из наделенных соответствующими полномочиями чиновников не понимает, что это нужно для обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности страны.

Начатая 30 лет назад работа по созданию ФСР и КВП не доведена до своего завершения. Единая автоматизированная система (ЕА РЛС), которую создавали долгие годы, последовательно реализуя проекты оснащения УЦ и ТРЛП, не окончена и не доведена до нужного состояния даже для мирного времени.
Что касается особого периода, пока не известно о разработках  необходимых нормативно-правовых документов, не говоря уже о разработке планов организации противовоздушной обороны, борьбы с потенциальным противником в воздушном пространстве с учётом планов создания ЕА РЛС и т.д. В том числе и на малых высотах.

Отсутствие целевого финансирования ведёт к непоправимым потерям уже потраченных бюджетных средств и ресурсов государства. Их, как будто, просто выбросили, как ненужное.

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1993 года «О модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации» и техническим заданием, утверждённым 13 октября 1993 года № 403 Минтрансом России, Госкомоборонпромом России и Минобороны России (ПВО и ВВС) был задан к разработке системный проект модернизации системы ОВД Дальневосточного региона («Транзит – ДВ»), в рамках которого были сформулированы предложения о комплексном использовании имеющихся в регионе сил и технических средств гражданской авиации и Министерства обороны с учётом работ по созданию ЕА РЛС, что могло бы позволить существенно сократить сроки и суммарные расходы на модернизацию системы ОВД.

Идеология создания единой автоматизированной радиолокационной системы за счёт интеграции существующих  и развивающихся по отдельности друг от друга радиолокационных систем Войск ПВО и ЕС ОрВД нашла поддержку у руководства страны.

После этого 14 января 1994 года появился Указ Президента Российской Федерации «О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Началась долгая и кропотливая системная работа военных и гражданских специалистов на всех уровнях от министерств и ведомств до радиотехнических полков и бригад совместно с предприятиями системы ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» во всех регионах страны, от Калининграда на западе до Камчатки на востоке и от Воркуты на севере до Махачкалы на юге.

Но, после завершения сроков программы, с 1 января 2016 года отношение федеральных органов исполнительной власти к ФСР и КВП как будто бы кардинально изменилось. Возможно, что о задаче достроить начатую федеральную систему и пользоваться её возможностями для решения оборонных и народно-хозяйственных задач просто забыли?

Гражданские специалисты, как и военные должны были возвращаться назад к существовавшей до 1994 года практике самостоятельного поддержания эксплуатационной готовности своих ведомственных радиолокационных систем. Со временем после окончания ресурса средств и систем развёрнутых в рамках ФЦП, опять началась разобщённость в технической модернизации локаторов, систем связи и средств автоматизации. Как всегда!

Возникает закономерный вопрос — почему?

Почему в нашей стране отдельные чиновники если фактически не отменяют, то тормозят принятые и написанные на бумаге решения руководителей даже самого высокого уровня?

Почему эти самые чиновники фактически «уничтожают» национальное богатство и дезавуируют принятые концепции и правила, заменяя их на некий порядок, ими же и придуманный.

Грандиозные по замыслу системы требуют и соответствующего отношения к их созданию. ФСР и КВП это система, которой никогда не было в нашей стране. Необходимо терпение и время для того, чтобы была создана полноценная ЕА РЛС.

И это не долгострой — это грандиозная система!

Это что-то очень похожее на Великую Китайскую стену, которую строили почти 2000 лет. Этот военный объект, пожалуй, самый впечатляющий по длительности строительства в мире. Грандиозная постройка и вечный символ Поднебесной.

ФСР и КВП может и должна стать непреодолимым воздушным рубежом для любых средств воздушного нападения самого изощрённого супостата, если её постоянно совершенствовать технически и технологически, применять новейшие разработки и доводить все её компоненты до совершенства.

ФСР и КВП должна шагать в ногу со временем. Новации, связанные с внедрением искусственного интеллекта и нейросетевых технологий только обогатят замысел её создания и ЕА РЛС станет одним из первых этапов создания Единого информационного пространства в Российской Федерации. Придание ФСР и КВП свойства интероперабельности позволит использовать её в интересах заинтересованных потребителей в Российской Федерации и ближнем зарубежье от стран СНГ до Монголии и Китая.

Это возможно только при одном условии — она нужна стране, а не по отдельности где-то нужна Минобороны, а где-то нужна Росавиации.

В 1998 году была специально сформирована рабочая группа из представителей аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Минобороны России, Федеральной авиационной службы России для подготовки аналитической записки по федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации, которой были проанализированы вопросы назначения, состава и состояния федеральной системы, на основании чего подготовлены предложения Правительству Российской Федерации.

Как участник этой рабочей группы привожу эти предложения близко к тексту:

«Целесообразно поручить Правительству Российской Федерации подготовить и в 2-х месячный срок представить проект Указа Президента Российской Федерации о первоочередных мерах по государственной поддержке ФСР и КВП.

В проекте Указа необходимо предусмотреть:
— обеспечение минимально достаточного и приоритетного финансирования работ по системе, в том числе в рамках государственного оборонного заказа;
— уточнение основных руководящих документов по созданию и применению системы, в том числе по совершенствованию взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и их структур на местах;
— разработку проекта Федеральной целевой программы по созданию системы на 2000-2010 годы, утверждение головной организации промышленности по системе и ее генерального конструктора.

Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства является национальным достоянием России, одним из важнейших фрагментов единого информационного пространства Российской Федерации. Ей необходимо оказать незамедлительную и комплексную государственную поддержку».

Вот такие были сделаны выводы, которые были поддержаны руководством страны.

Итогом стало издание Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 1999 года «О первоочередных мерах государственной поддержки федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Тогда нам удалось убедить в правильности предложенного пути создания ФСР и КВП, хотя ФЦП стала реальностью только спустя 7 лет — в 2007 году.

Однако для того, чтобы воплощать идею, необходим постоянно стоящий на страже ситуации межведомственный координационный орган — комиссия с представительством всех государственных структур, которые должны быть ответственны за положение дел при развитии системы.

К сожалению, ранее существовавшие межведомственные координационные органы: Центральная межведомственная комиссия (ЦМВК) ФСР и КВП, учреждённая Указом Президента Российской Федерации в 1994 году и фактически её правопреемница — Межведомственная комиссия  по использованию и контролю воздушного пространства (МВК по ИКВП), созданная в 2006 году, были расформированы в 2008 и 2012 годах соответственно.

Необходимо отметить, что ЦМВК ФСР и КВП выполняла свою координирующую роль под руководством Главнокомандующего Войсками ПВО, а затем объединённых ВВС в течение 15 лет и многие вопросы решала быстро и оперативно.

Её статус сыграл немалую роль при подписании Генерального соглашения «О создании подразделений и позиций двойного назначения ФСР и КВП», которое дало возможность формировать информационные элементы двойного назначения.

Мы инициировали подготовку Аналитической записки Президенту Российской Федерации. Принятые решения позволили начать, а затем пролонгировать ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 — 2015 годы)» сначала до 2010 года, а затем — до 2015 года. ЦМВК ФСР и КВП постоянно держала на контроле принимаемые решения и не позволяла срывать планы создания элементов ФСР и КВП в регионах посредством управления зональными МВК ФСР и КВП.

МВК по ИКВП в 2007 году рассматривала вопрос о необходимости продолжения функционирования ЦМВК ФСР и КВП, однако комиссию всё-таки расформировали. Главнокомандующий ВВС поддерживал деятельность ЦМВК ФСР и КВП, но отстоять её не смог. Чиновники, которым необходимо было отчитаться о выполнении административной реформы, чётко выполнили свою функцию, следствием которой стала ликвидация МВК по ИКВП. Без ЦМВК работать стало очень сложно.

Для оперативного решения вопросов совершенствования ФСР и КВП крайне необходим полномочный межведомственный координационный орган. За последние годы вопрос воссоздания ЦМВК (МВК) неоднократно поднимался на разных уровнях.

Значимым событием в 2019 году было рассмотрение в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности инициативы о создании межведомственного координационного органа при Правительстве Российской Федерации, возглавляемого заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Однако до настоящего времени вопрос формирования и организации деятельности данного органа не решён.

Из 30-ти лет существования ФСР и КВП уже 15 лет её совершенствованием никто не управляет и не координирует её развитие, а она всё ещё ЕСТЬ!

Конечно, развалят всё, что создали, или само всё выработает свой ресурс и спишут в утиль отработавшие радары, но без интеграции НИЧЕГО в БУДУЩЕМ не будет.

Для государства выгоднее иметь надёжную инфраструктуру для обслуживания воздушного пространства и одновременно контролировать его, чтобы в нём был порядок. Это реально сделать только в общегосударственном информационном пространстве, прообразом которого и является ЕА РЛС!

Необходимо СРОЧНО навёрстывать упущенное. Говорят, что новое — это хорошо забытое старое.

Что представляется целесообразным?

Не прекращать реализацию мероприятий по оснащению Укрупнённых центров и трассовых радиолокационных позиций в соответствии с утверждёнными Схемами информационного взаимодействия центров ЕС ОрВД с КП (ПУ) ПВО (утверждено в 2007 — 2019 годах 12 структурных схем взаимодействия) на основе разработанных в рамках ФЦП, но до конца не выполненных проектов оснащения за счёт лимитов имеющегося у Министерства обороны Российской Федерации и Росавиации («Госкорпорации по ОрВД») финансирования.

Вспомнить об опыте наших учителей и наставников, которые в начале 90-х годов ХХ века начинали трудный путь создания Единого радиолокационного поля страны, которое явилось прообразом ЕА РЛС.

Подготовить проект постановления Правительства «О продолжении совершенствования федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации до 2030 года», в котором предусмотреть принципиальную оценку необходимости продолжения работ по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации, а также проекты нормативных-правовых  документов:
— Положение о межведомственной координационной комиссии по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации;
— Состав межведомственной координационной комиссии по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации. Возглавлять комиссию должен, как минимум Вице-премьер;
— Положение о Дирекции по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации в непосредственном подчинении Вице-премьера;
— Положение о Научно-техническом центре  в составе Дирекции по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации;

Предусмотреть проведение Минобороны России совместно с Росавиацией научно-исследовательской работы (НИР) по определению путей совершенствования федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации до 2040 года с учётом современных тенденций развития малоразмерных средств воздушного нападения на малых и предельно-малых высотах в условиях сложной помеховой обстановки, а также передовых взглядов на построение системы ОрВД с учётом мировых тенденций.

По результатам проведенной НИР подготовить техническое задание (ТЗ) на проведение системного проекта совершенствования федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации.

Разработать соответствующий системный проект под руководством одного из ведущих и авторитетных руководителей, имеющего опыт создания ФСР и КВП.

Головными исполнителями системного проекта определить ведущие научные и военно-научные организации, имеющие опыт работ по созданию ФСР и КВП. В качестве соисполнителей работы привлечь соответствующие научно-производственные предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Поручить Минобороны России совместно с Минтрансом России (Росавиацией) и Военно-промышленной комиссией разработать проект новой Федеральной целевой программы совершенствования федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации до 2030 года, предусмотрев бюджетное финансирование работ с учётом планируемых мероприятий по линии Минобороны и Росавиации на этот период, а также результатов системного проекта.

Решить вопросы организационно-технического обеспечения работ по совершенствованию ФСР и КВП.

В составе Дирекции в качестве структурного подразделения сформировать аппарат межведомственной координационной комиссии (МВКК) непосредственно подчинённый Председателю межведомственной координационной комиссии по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации.

Возможно тогда удастся сдвинуть ситуацию с мёртвой точки …

СЕГОДНЯ ЮБИЛЕЙ ФСР И КВП — 30 ЛЕТ!

Невозможно вспомнить всех, кто создавал ФСР и КВП, чьи-то имена не запомнились, по памяти назову имена наиболее активных представителей
(к сожалению, некоторые из них уже ушли из жизни)

Министерство обороны Российской Федерации:
Прудников В.А., Синицын В.П., Корнуков А.М., Михайлов В.С., Чельцов Б.Ф., Зелин А.Н., Дубров Г.К., Мигунов В.Ф., Шрамченко А.В., Бояринцев А.В., Смолкин М.А., Кобан А.Я., Алёшин А.И., Саушкин В.П., Кислуха А.Е., Нимира Г.И.,  Голобоков В.Н., Тимошенко О.В., Иванов С.С., Елистратов К.В., Панков А.В., Гнездилов М.А., Зайцев М.А., Князев А.А., Шлык А.В., Сумин А.С., Жила В.П., Прокофьев В.М., Козлов В.И., Карась С.Н., Ивасенко В.И., Кореньков В.М.,  Демедюк В.К.,  Попов А.И., Васильев Б.В., Бартинов Н.И., Прохоренков С.В., Фалёв Н.Н., Балычев А.Р., Климов В.Г., Воробьев Ю.А., Шентябин А.Н., Целоусов В.В., Казаков Н.П., Пронин А.М., Герасименко А.В., Чинакаев Т.М., Моисеенко П.Г., Свиридов А.Н., Жилов Ю.Х., Долгов В.С., Антонюк Ю.Н., Майер А.Р., Шеховцов С.П., Медведев Н.У., Мякота В.Н., Савиных Н.Н., Ячкуринских В.В., Захарьин В.В., Галынский Н.В., Куликов Е.Ю., Видеман Т.А., Тычинин И.С., Пьянов С.И., Петров А.В. и многие другие.

Министерство транспорта Российской Федерации (Росаэронавигация, Росавиация):
Шелковников В.Г., Михайлов Б.В., Зобов Н.Ф., Галкин В.Я., Мелешко Ю.В., Титаренко Н.Н., Евсюков С.Г., Копцев А.А., Королев Е.Н., Щербаков Л.К., Нерадько А.В., Савицкий Д.В., Войтовский Э.А., Торба Н.И., Ломакин А.Г., Егоров В.В., Шевченко А.С., Зиновьев В.Я., Пивоваров А.Р., Кленов Ю.В., Скварник С.В., Морозов А.Н., Лесниченко Н.Н., Смирнов А.Н., Либов В.М., Артамонов Б.Б., Орлов В.И., Приходько Г.Н., Королёв Е.Н., Куранов В.Н., Кушнерук Б.И., Данелов Р.Л., Капля К.К.,  Травников А.И. и многие другие.

Оборонно-промышленный комплекс:
Бендерский Г.П., Безель Я.В., Мазов В.А., Гапотченко О.О., Шишов В.Ю., Колик А.А., Бондарев С.А., Суслов А.А., Ефремов В.С., Асатуров Ю.Г., Сергеев С.В., Пономаренко А.И., Яковлев Е.Г., Храмов В.В., Лаврентьев Е.А., Рекус Н.Н., Громов Г.Н., Алфимов С.М., Асатуров М.Ю., Зварич С.И., Ватрухин Е.М., Свердлов С.С., Таныгин А.А., Кузнецов Ю.А. и многие другие.

Уважаемые ветераны — участники создания федеральной системы
разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации!

Поздравляю Вас — коллег по работе над созданием ФСР и КВП с 30-ти летним Юбилеем!
Желаю ВСЕМ крепкого здоровья, семейного благополучия и долгих лет активной жизни!

Наше дело правое, Победа будет за нами!

 

Публикации по теме:

ФСР и КВП РФ, цель — обеспечение национальной безопасности!

Чтобы муха не пролетела!

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.