МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Чтобы муха не пролетела! Автор: admin 14.07.2023 г.

Публикация посвящается 30-летию с начала работы
по созданию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП)
(основано на материалах из открытых источников)

Предыстория, связанная с созданием ФСР и КВП

Руководители Военно-промышленной комиссии Правительства СССР понимали государственную важность создания сплошного радиолокационного поля в границах гигантского воздушного пространства страны, в том числе на малых и предельно малых высотах.

Объединение большого количества радиолокационных станций (РЛС) различной ведомственной принадлежности:
— ПВО страны;
— системы УВД гражданской авиации;
— Военно-воздушных сил;
— Военно-Морского флота;
— ПВО сухопутных войск;
— авиации КГБ СССР и пограничных войск,
— РЛС аэродромов авиационной и космической промышленности,
а также многочисленных вспомогательных пунктов управления и пунктов наведения боевой авиации, предполагало значительное повышение уровня боевых возможностей Вооруженных Сил.

Однако, на том этапе развития средств обработки данных, автоматизации и связи эта задача технически была невыполнимой.

Задумывались о решении данного вопроса и профессионалы в Госплане СССР, ибо это сулило многомиллиардную экономию средств.

Одной из задач, поставленных Правительством СССР в 1980-е годы, было обеспечение безопасности полетов на многочисленных международных воздушных трассах, проходящих над акваторией Черного моря, учитывая, что более 80 процентов воздушного пространства, в соответствии с решением Совета ИКАО было под юрисдикцией СССР >.

Разумеется, были и другие причины, в то время не называемые открыто, в связи с которыми СССР уделял особое значение организации воздушного движения над Черным морем. Шла холодная война. Задачи по обеспечению национальной безопасности ставились на самом высоком правительственном уровне, исходя из согласованных предложений Министерства иностранных дел, Генерального штаба Вооруженных сил, Министерства гражданской авиации, Министерства радиопромышленности и других известных ведомств.

На одном из совещаний Председатель Совета Министров СССР поручил:
— обеспечить более интенсивные полеты авиации Черноморского флота СССР (аэродром Симферополь являлся стратегически главным запасным аэродромом для космической программы советского шаттла – «Буран»);
— не допустить, чтобы самолеты системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (AWACS) могли вести радиоэлектронную разведку стратегических объектов территории СССР;
— обеспечить взаимный обмен информацией при создании АС УВД «Трасса» в Симферопольском районном центре УВД между гражданскими радиолокаторами и радиолокационными станциями дальнего обнаружения ПВО, расположенными на горе Ай-Петри в Крыму.

И это было сделано очень быстро. Воздушное пространство над Черным морем полностью просматривалось радиолокационными средствами СССР. Коллеги из Турции, Болгарии, Румынии, посещавшие автоматизированный Симферопольский центр УВД, были удивлены, обнаружив, что из этого центра можно наблюдать не только полеты над Черным морем, но и взлеты и посадки воздушных судов над Анкарой и Стамбулом (Турция), Варной (Болгария) и Констанцей (Румыния).

Несмотря на сложнейшую внутриполитическую обстановку того времени, приобретенный опыт совместного использования радиолокационных позиций всех ведомств воодушевил новое Правительство России к принятию решения о создании Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации.

14 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации было принято решение о создании военно-гражданской межведомственной системы, предназначенной для обеспечения радиолокационной информацией о воздушной обстановке органов ПВО и ЕС УВД.

В том же году создан координирующий орган этой системы во главе с Главнокомандующим войсками ПВО – Центральная межведомственная комиссия федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ЦМВК ФСР и КВП), в которую вошли ответственные руководители многих министерств и ведомств, заинтересованные в использовании этой системы.

Прошедшие три десятилетия:
стали серьезной проверкой на состоятельность замысла создания ФСР и КВП, которые показали большие, ранее не использовавшиеся возможности по созданию Единой автоматизированной радиолокационной системы (ЕА РЛС);
выявили положительные и негативные стороны организации работ;
подтвердили актуальность создания и необходимость совершенствования в Российской Федерации подобной системы военно-гражданского назначения, действующей, прежде всего в интересах видов Вооруженных Сил и Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

В ходе работ по развертыванию ФСР и КВП в период с 2003 по 2006 годы, были реконструированы 14 трассовых радиолокационных позиций двойного назначения (ТРЛП ДН) путем их оснащения трассовыми радиолокационными комплексами двойного назначения (ТРЛК ДН) «Лира-Т». Основная часть этих радиолокационных позиций развернута в районах Дальнего Востока и Северо-Восточной Сибири (на Чукотке).

После начала развертывания ФСР и КВП, специалисты управления воздушным движением «Дальаэроконтроль»и «Примораэронавигация» смогли наблюдать полеты иностранных воздушных судов, летящих из Японии и Южной Кореи, а органы ПВО получили прирост информационных и боевых возможностей во всем приграничном с этим странами воздушном пространстве.

Начиная с 2007 года работы по реконструкции ТРЛП ДН осуществлялись в соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)». ФЦП первоначально была рассчитана до 2010 года, а затем пролонгирована до 2015 года.

В рамках данной программы для оснащения трассовых радиолокационных позиций поставлялись ТРЛК ДН «Лира-Т», «Утес-Т/А» и «Сопка-2», производства ОАО «НПО «ЛЭМЗ».

После завершения срока действия программы и неудавшихся попыток пролонгировать ее до 2020 года, оснащение ТРЛП ДН продолжилось за счет внебюджетных источников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Информация по динамике реконструкции и оснащения ТРЛП ДН Минтранса России приведена на графике:

По имеющейся информации на начало 2023 года из 129 трассовых радиолокационных позиций ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в перечень трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Минтранса РФ включено 114 позиций, функционирует из них 91. Информация о воздушной обстановке передается на командные пункты Минобороны РФ.

Оснащение укрупненных центров ЕС ОрВД системами информационно-технического взаимодействия для выдачи информации в централизованном режиме на КП объединений ВВС и ПВО началось с 2007 года.

За период действия ФЦП из 16 укрупненных центров 13 оснащены оборудованием на базе автоматизированных систем управления воздушным движением «Альфа», «МС УВД», «Синтез» и «Топаз».

По имеющейся информации с 2022 по 2030 год за счет внебюджетных источников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» запланирована реконструкция еще порядка 10 трассовых радиолокационных позиций двойного назначения.

В настоящее время, по информации ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в связи с выработкой назначенного ресурса в реконструкции нуждаются более 45 ТРЛП ДН.

В Минтрансе России разработаны предложения по проведению, начиная с 2022 года, реконструкции ТРЛП ДН в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны» (госпрограммы).

В Минобороны России проработан вопрос планирования мероприятий по реконструкции трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Минтранса России в рамках госпрограммы при формировании проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Кроме того, Минтрансу России предложено рассмотреть возможность реализации мероприятий по реконструкции ТРЛП ДН в рамках инвестиционной программы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на 2020-2030 годы, либо в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Также следует отметить, что развитие технической основы системы управления ФСР и КВП и техническое оснащение радиотехнических подразделений, решающих задачи в ее интересах, планировались и проводились по линии Минобороны России в рамках государственного оборонного заказа.

Однако, крайне негативно на ситуации в этот период сказалось отсутствие упраздненного ранее важнейшего координирующего органа – Центральной межведомственной комиссии Федеральной̆ системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации. Работы по развитию ФСР и КВП остановились, срок действия ФЦП завершился.

Генеральным конструктором ЕА РЛС были инициированы обращения по этому вопросу в различные вышестоящие инстанции, в результате данную проблему в 2019 году дважды рассматривал Комитет по обороне Совета Федерации.

11 апреля 2019 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, учитывая завершение сроков действия ФЦП, провел совещание по вопросу нормативно-правового обеспечения и совершенствования Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации с целью обеспечения национальной безопасности в воздушном пространстве >.

13 ноября 2019 года вышло Решение Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности № 3.3-10/2379 «О нормативно-правовом обеспечении Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

К сожалению, этих решений оказалось недостаточно.
Как показал опыт СВО, воздушное пространство нужно защитить так, чтобы через государственную границу Российской Федерации, образно выражаясь, и муха не пролетела!

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Учитывая продолжающиеся пролеты средств воздушного нападения противника через российско-украинскую государственную границу в воздушное пространство страны на глубину более 500 км и наносимый ущерб объектам на нашей территории, предлагается обратить внимание руководства Национального центра управления обороной Российской Федерации и РТВ ВКС на решение следующих вопросов по совершенствованию системы в современных условиях:

1) Создание сплошных полос радиолокационного обнаружения и предупреждения на малых высотах вдоль сухопутной государственной границы с Украиной в Брянской (350 км), Белгородской (540 км) и Курской областях (296 км).

2) Детальная проработка вопроса построения полос радиолокационного обнаружения и предупреждения вдоль государственной границы и в минимально необходимой оперативной глубине обеспечения безопасности над нашей территорией с использованием возможностей ФСР и КВП.
Для этих целей целесообразно использовать наряду с традиционными РЛС всевозможные технические средства, в т.ч. на основе использования бистатических РЛС для повышения качества обнаружения слабоконтрастных целей типа Stealth; тепловизоров инфракрасного диапазона волн; обнаружителей оптического диапазона волн; систем пассивной радиолокации. Это должно осуществляться с учётом накопленного в течение десятилетий опыта построения радиолокационных систем в нашей стране.
При этом радиолокационные средства позиций ФСР и КВП могут быть задействованы в зависимости от складывающейся оперативной обстановки для сопровождения обнаруженных крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и выдачи радиолокационной информации средствам ПВО.

3) Создание мобильных полос радиолокационного обнаружения и предупреждения на малых высотах на потенциально опасных направлениях полета крылатых ракет и БПЛА противника для оперативного наращивания радиолокационного поля.

4) Комплексирование способов ведения разведки и контроля воздушного пространства на малых высотах с применением всех имеющихся средств, в том числе специально оборудованных постов визуального наблюдения с использованием тепловизоров, рассредоточенных по приграничной территории.
Таким образом, в распоряжении войск будет сформирован мощный инструмент разведки и контроля воздушного пространства в заданных районах в целях максимального предотвращения пролетов крылатых ракет и БПЛА противника.

5) Решение вопроса о воссоздании Межведомственного координационного органа в целях обеспечения эффективного взаимодействия и совершенствования Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации.

Специалисты, которые создавали систему военно-гражданского назначения на протяжении многих лет, твердо убеждены в том, что дело ФСР и КВП, начатое ими 30 лет назад, ещё живёт и сможет принести большую пользу Родине.

Авторы публикации:

ШЕЛКОВНИКОВ Валерий Георгиевич >,
Лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полетов, ветеран Единой (военно-гражданской) ЕС УВД,
член Экспертного совета в области гражданской авиации при Федеральном агентстве воздушного транспорта,
Президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»,
Почётный председатель Общественного Совета, председатель Совета ветеранов аэронавигации России Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ»
,
Начальник Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР (1984 — 1990),
Председатель Комиссии по регулированию воздушного движения Российской Федерации (1993 — 1996),
Заместитель Председателя Центральной Межведомственной комиссии Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ ( 1994 — 1996),
полковник в отставке.

КИСЛУХА Александр Евгеньевич >,
кандидат технических наук, полковник в отставке.
Ответственный секретарь Центральной межведомственной комиссии федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП), начальник отдела ФСР и КВП (1994 – 2005).
Начальник управления проектами ФСР и КВП ОАО «НПО «ЛЭМЗ».
Руководитель проекта «Система мониторинга использования воздушного пространства над мегаполисом» ПАО «НПО «Алмаз».
Член Экспертного Совета МОД «Аэронавигация Без Границ».

 

Публикации на тему:

ФСР и КВП РФ, цель — обеспечение национальной безопасности!

О военно-гражданской Единой системе ОрВД.

ФСР и КВП Российской Федерации — 30 лет!

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.