МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
О реформировании системы УВД РФ. Автор: admin 27.07.2023 г.

«История развивается по спирали» — принято считать, что это утверждение принадлежит древнегреческому писателю и историку Ксенофонту, высказыванию почти 2500 лет.

В свете последних событий, анализируя, как архивные, так и актуальные документы, связанные с историей реформирования системы управления воздушным движением в СССР и РФ, можно прийти к пониманию и, соответственно, выводу о том, что определенные ситуации уже случались в истории. То есть события повторяются, но уже в новых реалиях.

Предлагаем ознакомиться с обращением Профобъединения работников Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ПРЕС ОВД РФ) к Председателю Правительства РФ, которое было публиковано 20 лет назад в виде открытого письма, смотри здесь >

Подробнее о ПРЕС ОВД РФ, здесь >

Следует пояснить, что в 2003 году со стороны ответственных государственных структур была предпринята очередная попытка определения и конкретизации пути реформирования системы УВД, которая сопровождалась активизацией противников идеи создания Госкорпорации по ОрВД с межведомственным наблюдательным советом (внимание — не ФГУПа, а именно Госкорпорации). Противодействие реализации этой идеи осуществлялось, в т.ч. с привлечением различных СМИ, которые, демонизируя предлагаемый путь реформирования и тем самым стращая общественность и работников системы УВД, развернули кампанию под лозунгом «не дадим приватизировать российское небо».

В обращении ПРЕС ОВД РФ говорилось о необходимости и поддержке реформ в системе УВД  в соответствии с государственной стратегией, обозначенной в Докладе «О транспортной стратегии Российской Федерации», представленном Президенту России В.В. Путину рабочей группой президиума Государственного Совета Российской Федерации.

Вместе с тем, в обращении выражалось опасение, что заинтересованные лица сделают все для того, чтобы реализация государственной политики в вопросе создания на базе ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» некоммерческой организации в форме государственной корпорации, осуществлялась как можно медленнее или с учетом их интересов.

Примечание: 28.10.2003 г. Президент России Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета по вопросам транспортной политики, см. здесь >

Доклад рабочей группы президиума Госсовета РФ был опубликован на официальном сайте Президента России 29.10.2003 г., см. здесь >>

Извлечение из Доклада рабочей группы президиума Государственного Совета Российской Федерации «О транспортной стратегии Российской Федерации», в части касающейся реформирования системы управления воздушным движением Российской Федерации.

4.8.4. Развитие гражданской авиации. Реформирование системы управления воздушным движением.

Реформирование системы ЕС ОрВД.

Функционирование гражданской части Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД) должна соответствовать нормам гражданского законодательства, в части организации ее хозяйственной деятельности, и стандартам обеспечения безопасности полетов, обслуживания воздушного движения, организации потоков воздушного движения и организации воздушного пространства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации и стандартов ИКАО.

Регулирование деятельности гражданской части ЕС ОрВД должно осуществляться централизованно на государственном уровне на основе законодательно закрепленном сохранении ее имущества в федеральной собственности.

Регулирование деятельности должно быть направлено на решение следующих задач:

— обеспечение устойчивой работы гражданской части ЕС ОрВД по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации за счет предоставления ей хозяйственной самостоятельности и гарантий функционирования на принципах самоокупаемости и самофинансирования;
— снижение себестоимости эксплуатации средств навигации, наблюдения и связи за счет технического перевооружения гражданской части ЕС ОрВД;
— повышение уровня безопасности полетов за счет внедрения системы контроля качества организации аэронавигационного обслуживания.

Гарантиями функционирования на принципах самоокупаемости и самофинансирования должны быть:

— закрепления публично-правового характера отношений в области аэронавигационного обслуживания;
— правового закрепления понятия «сбор за аэронавигационное обслуживание» как основного источника целевого финансирования содержания и развития гражданской части ЕС ОрВД.

Хозяйственной основой структуры гражданской части ЕС ОрВД должно быть федеральное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», которое должно обеспечивать:

— единую ответственность за организацию и безопасность воздушного движения в воздушном пространстве, находящемся под юрисдикцией гражданской части ЕС ОрВД;
— централизацию использования воздушного пространства;
— равные права всех пользователей воздушного пространства;
— комплексное использование технической базы гражданской и военной частей ЕС ОрВД;
— эффективное взаимодействие участников процесса управления;
— приоритет интересов гражданской авиации по отношению к экономическим интересам отдельных организаций в сфере использования воздушного пространства и управления воздушным движением;
— единство имущественного комплекса гражданской подсистемы.

В этой связи необходимо завершить передачу в федеральное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»:

— объектов гражданской части ЕС ОрВД, отнесенных к федеральной собственности и не подлежащих приватизации;
— подлежащих выделению из состава авиапредприятий служб управления воздушным движением и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи;
— подлежащих присоединению предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РЕФОРМЫ
необходимо завершить создание единого ФУГП «Госкорпорация по ОВД» в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации ФЗ №161 и постановления Правительства Российской Федерации №144, а также обеспечить совершенствование механизма тарифного регулирования, упорядочения схемы взимания сборов за аэронавигационное обслуживание.

Примечание: в то время в систему ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не входили ни ГП «Главный центр ППВД», ни ГП «Московский центр АУВД», ни ГП «Татаэронавигация», ни службы УВД и ЭРТОС московских аэропортов, а также Санкт-Петербурга, ни ряд других подразделений — участников процесса ОрВД.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ
предполагается создать некоммерческую организацию в форме государственной корпорации с сетью региональных учреждений на основе изменения и дополнения законодательства Российской Федерации.

Основными целями реформирования являются:

— удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных авиакомпаний в аэронавигационном обслуживании и использовании воздушного пространства Российской Федерации;
— обеспечение безопасности воздушного движения в соответствии с международными требованиями;
— снижение экономических потерь пользователей воздушного пространства Российской Федерации и предприятий, обеспечивающих аэронавигационное обслуживание;
— повышение эффективности решения задач национальной безопасности;
— интеграция системы организации воздушного движения Российской Федерации в аэронавигационную систему на основе внедрения перспективных технологий.

——————

ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО ВПОСЛЕДСТВИИ?

В 2005 году вопрос, касающейся в т.ч. несуразности, связанной с подведомственностью Единой системы ОрВД РФ одному из 22 пользователей воздушного пространства, был решен Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 сентября 2005 года № 1049 «О Федеральной аэронавигационной службе», вновь была создана Росаэронавигация. Статус Росаэронавигации снова был повышен. Руководство Службой осуществляло непосредственно Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2006 года № 173 Росаэронавигация была определена руководящим органом Единой системы организации воздушного движения.

Пунктом 2 данного Постановления было установлено, что Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) осуществляет полномочия, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации), уполномоченный орган в области обороны (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны), руководящий орган единой системы организации воздушного движения, государственные инспекторские органы гражданской авиации в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания.

4 декабря 2007 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка использования воздушного пространства».
Государственное регулирование ИВП возложено на один уполномоченный орган в области использования воздушного пространства Российской Федерации — Росаэронавигацию.

В свете указанных решений функции (полномочия) Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, как и её деятельность были признаны избыточными и прекращены. 

Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 11 сентября 2009 года № 1033 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации»  Федеральная аэронавигационная служба была упразднена. Функции Росаэронавигации были переданы Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации), которое стало руководящим органом ЕС ОрВД РФ.


В ЧЁМ ЖЕ ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО БЫЛО ДО ЗАВЕРШЕНИЯ В 2005 ГОДУ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕФОРМЫ И ТЕМ, ЧТО СТАЛО?

Возможно в том, что теперь нет Межведомственной комиссии, а ЕС ОрВД РФ, как и прежде, подведомственна одному из множества пользователей воздушного пространства?

Интересный исторический факт — с момента начала создания в 1973 году ЕС УВД СССР, затем ЕС ОрВД РФ, в периоды, когда гражданская часть ЕС ОрВД была подведомственна соответствующему органу гражданской авиации и/или Минтрансу России, всегда действовала Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (МВК), и только в периоды когда создавались и осуществляли свою деятельность такие государственные органы прямого подчинения Правительству страны, как Госаэронавигация СССР и Росаэронавигация, функции МВК передавались именно этим ведомствам. 

 

P.S. В 2009 году, после упразднения Федеральной аэронавигационной службы России (Росаэронавигация), было утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, согласно которому ФАВТ было поручено осуществлять соответствующие полномочия в установленной сфере деятельности, в т.ч.:

5.4.37. обеспечение руководства функционированием Единой системы организации воздушного движения, её реформирование с целью создания Аэронавигационной системы России.

Вопрос о необходимости возобновления работы МВК на период до создания Аэронавигационной системы (АНС) России, наверное, поднять уже было некому?

АНС России создаётся 20-ый год…

Публикации по теме:

Преобразование ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Забытый юбилей МВК ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ

Чтобы муха не пролетела!

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.